22 ноября, пятница
-10°$ 100,68

У мэрии нет денег на снос «самостроев»

Фото: Depositphotos/TristanBM

Об этом на комитете гордумы по градостроительству, землепользованию и
архитектуре сказал заммэра Александр Цымбалюк.

«Два года у нас работает комиссия по недопущению строительства домов с признаками многоквартирности на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Если этот вопрос мы практически решили, то вопрос о ликвидации таких объектов пока не решается никак в связи с нехваткой средств в бюджете города», — сказал Цымбалюк.

По его словам, за время работы комисии было рассмотрено 288 «самостроев». Из них 55 признаны многоквартирниками. При этом половина была возведена без разрешительных документов, половина — с разрешениями на постройку индивидуального жилого дома. Комиссия приняла решение о сносе 40 объектов из 55-ти. Где еще 15? По ним комиссия решила в суд не обращаться, поскольку в этих домах уже живут люди, они там зарегистрированы, и подача исков может обернуться второй волной дольщиков. Пример — дома на Кольевом проезде, 6, 8, 8а, Первомайской, 101, Кедровой, 3. Их мы максимально постарались узаконить в точки зрения пожарных и строительных норм. Кое-где люди сами делали экспертизу, чтобы подтвердить, что нахождение жильцов в этих зданиях неопасно для них», — рассказал Цымбалюк.

Он добавил, что из 40 исков по «самостроям» по 31 вступили в силу решения судов. При этом в 25 случаях было отказано в удовлетворении исков мэрии.

«В 2012-2013 годах судебная практика была такова, что отсутствие разрешения на строительство не могло стать причиной отказа в регистрации права собственности на объект. Если постройка не создавала прямой угрозы для жизни граждан, суд также становился на сторону собственника. Как и в случае нарушения территориального зонирования, правил землепользования. Сегодня судебная практика изменилась, есть позиция Верховного суда о том, что нарушение градостроительных регламентов является основанием для сноса объекта. Все последние решения по шести многоквартирникам приняты в пользу горадминистрации», — сказал заммэра.

Изменение законов позволило свести динамику по «самостроям» на нет, отметил Цымбалюк. «Так, если в 2012 году было выявлено 26 таких объектов, в 2013-м — 11, то в 2014-м — только три. По дому на Батистовой, 16, уже есть решение суда о сносе, еще по двум — на Приточной, 7, и Ясной, 9, — документы находятся в суде», — добавил заммэра.

«Проблема в другом: объекты, по которым есть решение суда о сносе, не сносятся. Из тех, что я назвал, снесен только объект на Октябрьской, 63, где дом был на стадии фундамента. Для сноса остальных у города нет средств. Сегодня снос одного дома обходится в 5,5-6,5 миллиона рублей. В итоге на снос шести домов нужно 35 миллионов, у нас их нет. Сами собственники не хотят сносить «самострои» за свой счет, скрывают средства. Приставы ограничены в ресурсах: на этот год у них было 500 тысяч на снос, они убрали пристройки к «Гоару», и денег не осталось», — пояснил докладчик.

Он отметил, что мэрия обращалась к губернатору с просьбой выделить средства на снос хотя бы трех объектов, но получила отказ. «Тем не менее то, что дом не сносится, не значит, что люди там будут жить. На это имущество наложен арест, дома стоят, ветшают, и в дальнейшем их нельзя будет эксплуатировать. Кроме того, нет срока давности по сносу «самостроев», — отметил Цымбалюк.

Он добавил, что оставшиеся 233 самовольно возведенных объекта, которые рассмотрела комиссия, — это гаражи, сараи, киоски. По некоторым из них также есть решения о сносе.