17 ноября, воскресенье
-2°$ 100,00
Прочтений: 16508

Птичку жалко

Фото: Екатерина Погудина

— С нашего дома в сутки получается десятка два мертвых птиц. Утром находим штук пять умирающих, а остальные уже готовы. Вечером они не летят. Хотите посмотреть, приходите утром, часов в семь. В это время они в окна и шарашат, — рассказывает жилец дома № 7 по улице 19-й Гвардейской Дивизии.

И вот, на часах 6:30, я стою у этого дома и наблюдаю за птицами. Из людей в этот ранний час — только дворник. Воздух наполнен пением синиц. Злополучный дом, под стенами которого изо дня в день находят трупики пернатых, стоит спокойно и никого не тревожит — синицы облетают его, следуя своему маршруту, с дерева на дерево. Я иду за ними. Зеленая посадка кончается, впереди кирпичные стены и застекленные лоджии. Стайка маленьких птиц срывается с дерева и летит в стекло. Звук такой, будто комок мягкого пластилина попал в окно. Три синицы падают на меня.

Та часть стаи, которая избежала столкновения, резко поворачивает в другую сторону, но там тоже жилой дом. Характерный шлепок, и еще несколько птиц оказываются на асфальте. Одна синица попадает в ловушку — окна с трех сторон, и она мечется от одного стекла в другое.

Те немногие, которым удается найти проход между домами, улетают. На асфальте семь мертвых птиц.

Через несколько часов счет их идет на десятки.

На улицах это уже не должно бы никого удивлять. Такое происходит много лет. Синицы бьются в окна каждый год во время перелетов, длится это с начала августа по середину октября. И ученые который год повторяют свой совет — крепите на окна силуэты хищных птиц, чтобы отпугнуть синиц. Но проблема все не решается. Быть может от того, что корень ее глубже, чем кажется.

— Когда складываются благоприятные условия для размножения, численность птиц повышается, — рассказывает директор зоологического музея ТГУ Сергей Москвитин. — Чтобы условия были благоприятными, должно совпасть немало факторов.

В облдепартаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды предположили, что количество синиц выросло в этом году из-за теплого недождливого лета.

Осенью птицы расселяются, ищут лучшие места для зимовок. Синицы московки, буроголовые гаички и поползни не единственные, кто меняют места обитания перед холодами. И не единственные разбиваются об окна. Но именно эти птицы периодически бывают столь многочисленны, что люди замечают их смерть. Ситуация усугубляется тем, что они обитают в лесах. В природе нет зеркальных поверхностей, поэтому окна для этих птиц — невидимый и незнакомый враг.

— Когда птицы попадают в город, они возбуждены — вокруг все новое, шум, скрежет. Они не могут сразу начать ориентироваться. И сама стая кричит, пищит. А тут еще эти окна, — говорит Сергей Москвитин. — Архитектуру домов, которые строят на периферии города, нужно продумывать, проводить экологическую экспертизу. А все делается для красоты: сплошные выступы, карманы, стекла с разных сторон. Птицы пытаются вылететь из этих ловушек. Они видят окно, считают его местом для полета, ударяются и падают. Они делают этот бросок на окно, как на свободу.

Неизвестно, могут ли единичные силуэты хищников предотвратить подобное и помочь птицам выжить.

— У них есть инстинкт, они скрываются от тех, кто на них охотится, — говорит Валерий Сурнаев, сотрудник облдепартамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Но одна птица, заметив силуэт, может подать сигнал тревоги остальным. Не исключено, что тогда начнется паника, и стая врежется в другое окно.

Если бы дома со сложной архитектурой и зеркальными окнами закрывали строительной сеткой на время перелета, это помогло бы значительно лучше. «Но это все стоит денег. Если департамент предложит такое, никто не будет этого делать. Над нами только посмеются», — говорит Сурнаев.

Проблему нужно решать на более глубоком уровне. Начинать не со строительной сетки, даже не с архитектуры, а с культуры людей, считает эколог.

— Представьте, люди ведут своих детей в детский сад, в школу, и дети переступают через трупики птиц, — говорит Валерий Сурнаев. — Это не опасно для здоровья детей, но все же.

В доме № 7 по улице 19 Гвардейской дивизии проблему с мертвыми птицами под ногами решают легко. Когда дворник, когда жители собирают их и выкидывают за небольшую каменную оградку, в соседний двор, где пернатые гниют вместе с многочисленным мусором. И никакой экологической угрозы — у птиц маленькая масса, от них ничего не остается уже дня через три.

Я решаю узнать у жителей этого дома, пытались ли они исправить ситуацию. Может быть, те, о чьи окна птицы разбиваются каждое утро, все же наклеили силуэты хищников.

Не все соглашаются говорить на эту тему. Кто соглашается, говорит, что именно в их окна птицы не бьются. А значит, это их не касается. Да и в эффективность способа с силуэтами хищников мало кто верит.

Когда пройдены почти все этажи, появляется отчаяние. Кажется, что найти тех, кто пытался хоть как-то исправить ситуацию, невозможно. Но вот в одной квартире мужчина сообщает:

— В мои окна птицы бились. Поэтому я уже распечатал силуэты, буду клеить.

— Как Вы думаете, это поможет?

— Я надеюсь.

В другой квартире женщина говорит:

— Конечно, мы находим птиц каждый день. Хороним, спасаем.

— А как спасаете?

— Вот она упадет, еще живая, ты ее поднимешь, и она полетела...

Но и здесь силуэты не крепили на окна. Просто не знают, где их можно взять.

— Вы бы лучше не опрос проводили, а принесли нам бумажечки с соколами, мы бы сами прошли по квартирам, всем раздали и все объяснили. А так, куда ехать, где эти силуэты брать… Некоторые даже не знают, что с ними делать потом.

В итоге из семидесяти пройденных квартир, лишь в трех ответ на вопрос: «Вы клеили силуэты хищников на окна?» был положительным. Чаще можно было услышать: «Нет. Это все фигня».

А между тем, в Швейцарии этот способ защищает птиц во время миграции уже многие десятилетия. Вместо черных силуэтов там используют более заметные — желто-красные. Эти наклейки даже продают в магазинах. А иногда случается совсем невероятное: строительные организации консультируются с орнитологами и при возведении остекленных конструкций пользуются их советами, чтобы защитить птиц.

В Томске производство наклеек с птицами не налажено, но в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды «силами одного принтера» изготовляют и распространяют эти силуэты. Получить их можно на проспекте Кирова, 14, на вахте.