Знай город: начистоту об очистных
Мало кто из нас задумывается, что город — это не только городские проспекты и улицы, но и разветвленная сеть различных коммуникаций, благодаря которым у нас есть свет, тепло и чистая вода. А между тем наличие последней в ближайшем будущем может оказаться под угрозой: причина тому — серьезная проблема, назревающая в работе городских очистных сооружений.
Не так давно глава департамента городского хозяйства Владимир Брюханцев заявил, что городские очистные сооружения нуждаются в строительстве цеха по механическому обезвоживанию илового осадка (ЦМО). В общей сложности на это нужно 200 миллионов рублей.
По его словам, два илонакопителя объемом по 450 тысяч кубометров уже заполнены более чем на 90 % — и это не удивительно: построенные в 80-х годах, за 30 лет работы они исчерпали свой ресурс. Уже несколько лет директор ЗАО «Городские очистные сооружения» ставит город в известность о существующей проблеме и своими силами продлевает срок службы илонакопителей, наращивая дамбы. Однако этот метод тоже имеет свой предел.
По прогнозам руководства компании, срок эксплуатации илонакопителей практически исчерпан, и, если не принять меры, то в ближайший год их содержимое перельется через край, и городу будет грозить экологическая катастрофа.
Своими глазами
Посмотреть на доверху заполненные илонакопители мы решили сами и отправились на очистные сооружения, которые находятся в 25 километрах от города. В этом смысле Томск, пожалуй, уникален, поскольку в большинстве других российских городов очистные сооружения находятся вблизи от города или и вовсе в его черте.
На месте нас встретил главный инженер Виктор Киселев — он же провел нам экскурсию по территории.
— Система очистных сооружений, построенная в 80-х годах, досталась нам в 90-х от «Томскнефтехима», когда перешла в собственность муниципалитета. Общая площадь территории — 63 гектара. Своими силами мы ежегодно проводим капитальный ремонт основных сооружений и замену устаревшего оборудования на современное и энергоэффективное. Помимо ремонта и модернизации оборудования, уделяется большое внимание благоустройству территории.
Капитальный ремонт на территории ведется прямо сейчас — в работе один из шести вторичных отстойников. Территория и впрямь ухоженная: рядом с рабочими корпусами высажены клумбы с цветами, от одного здания к другому ведут асфальтированные дорожки, между которыми раскинулись зеленые лужайки.
Очистка сточных вод проходит в несколько этапов, в ходе которых она подвергается механической очистке, биологической, доочистке и обеззараживанию. Очищенная вода по коллектору, протяженностью 31 километр попадает в реку в районе деревни Березкино — именно там делают замеры воды на соответствие ее санитарно-экологическим нормам соответствующие ведомства. Как говорит руководство очистных сооружений, прошедшая через все этапы «чистки» вода действительно соответствует нормам и не наносит никакого вреда экосистеме водоемов.
Подходим к первому звену этой длинной цепи — узлу механической очистки. Это приемная камера, в которую вода поступает от «Томскнефтехима», «ТГК-11» и из города. Общие стоки поступают по каналам к пяти решеткам, которые задерживают крупный мусор. Сточные воды проходят между решетками с прозором восемь миллиметров, частицы мусора захватываются граблями, транспортируются по конвейеру, прессуются фильтр-прессом и сбрасывается в контейнеры. Запах стоит тот еще...
Далее сточные воды попадают в так называемые «песколовки»: они, как понятно из названия, задерживают песок и другие взвешенные вещества. Из «песколовок» образующийся осадок по трубе попадает в илонакопитель. В дальнейшем стоки поступают в распределительную чашу, где разделяются и затем попадают в первичные отстойники. Визуально отстойники похожи на огромные бассейны диаметром 40 метров каждый. В них взвешенные вещества осаждаются и по трубам транспортируются в илонакопители.
Следующая ступень очистки — биологическая. Данный процесс происходит в специализированных сооружениях — аэротенках коридорного типа. Размеры каждого коридора составляют 84 метра×9 метров×5,2 метра, всего их 24 штуки. В аэротенках сточные воды приобретают мутновато-серый цвет за счет присутствия микроорганизмов.
Процесс биологической очистки заключается в биохимическом разложении углесодержащих органических веществ и соединений, загрязняющих сточные воды посредством жизнедеятельности аэробных микроорганизмов. Все, что им нужно для жизни, — кислород. Насыщение аэротенков кислородом обеспечивает воздуходувная станция.
— Воздуходувная станция и аэротенки — это наша святая святых, — с гордостью говорит Виктор Владимирович. — Останавливать процесс подачи воздуха нельзя ни в коем случае, потому как в течение нескольких часов без кислорода микроорганизмы погибнут.
Далее иловая смесь попадает во вторичные отстойники, в которых происходит разделение активного ила от сточной воды, затем сточные воды поступают на доочистку. Большая часть активного ила возвращается в аэротенки, а избыточно активный ил сбрасывается в илонакопители. Температура воды тут, кстати, круглый год держится на отметке 14-19 градусов.
Завершающий этап — доочистка очищенных сточных вод на барабанных сетках и обеззараживание.
В результате ежедневной очистки стоков на различных этапах получается осадок в виде песка, сырого осадка и избыточно активного ила — все это попадает в илонакопители.
Наконец и мы добираемся до них. Илонакопители представляют собой котлованы с водой, обортовка которых выполнена из бетона, а гидроизоляция обеспечивает защиту от попадания осадка грунтовые воды. Два из них и впрямь полны до краев. У третьего «борта» еще виднеются на водной поверхностью — на его «берегу» работает трактор, отсыпающий очередную дамбу для продления жизни илонакопителя.
— Ее нам хватит максимум до весны, — сетует Виктор Владимирович. — Дамбу нам приходится делать собственными силами: видите, для этого мы используем бетон, оставшийся в ходе ремонта отстойников. Мне кажется, томичи вообще слабо представляют, что такое очистные сооружения и не понимают всего масштаба надвигающейся проблемы. Если сегодня не принимать срочные меры, то может сложиться аварийная ситуация на илонакопителях, которая приведет к экологической катастрофе.
Без альтернативы
Таким образом, сегодня у «Городских очистных сооружений» есть два варианта действий. Первый — это, как уже говорилось ранее, построить цех. Второй — взяться и почистить илонакопители.
— Мы обсуждали с различными компаниями, предоставляющими услуги по очистке водоемов, смету на данный вид работы, — говорит Олег Воронов, директор ЗАО «Городские очистные сооружения». — Сумма, необходимая на очистку одного илонакопителя — около 90 миллионов рублей минимум. А нам нужно почистить три. Срок службы «чистого» илонакопителя — пять-шесть лет. Если выбирать между строительством цеха и очисткой объектов, нужно понимать, что цех — это проект для долгосрочной эксплуатации. Тем более, если говорить об опыте наших коллег-соседей, то в очистных сооружениях других городов аналогичные цеха существуют с момента создания самих систем. У нас он отсутствует по причине того, что наши очистные строились слишком давно, и тогда еще эта технология не была полностью освоена.
То есть альтернатива вроде есть — но ее как бы и нет. Единственно возможным вариантом, похоже, действительно является строительство цеха.
Согласно этому проекту, отходы сточных вод из илонакопителей будут проходить процедуру механического обезвоживания, после чего обезвоженный осадок, полностью обеззараженный, будет вывозиться на полигоны отходов, а оставшийся влажный осадок (фугат) поступать на повторную очистку. Эта технология соответствует российским и мировым стандартам обезвоживания осадка — весь проект уже полностью готов, дело за финансированием. Здесь и начинаются проблемы...
— Очистные сооружения — муниципальная собственность, — говорит Олег Воронов, — и поэтому инвесторы сюда заходить не хотят. Мы уже три года бьем тревогу, пытались попасть под городскую инвестпрограмму, но, поскольку в нашем проекте речь идет не об увеличении производства, а о модернизации, нам отказали. Вроде бы на следующий год город обещает дать половину суммы, необходимой на строительство цеха. Опять же, если позволит бюджет. Мы сможем хотя бы начать строительство и, вновь укрепляя дамбы, протянуть до его завершения еще годик. Но дальше тянуть некуда.
В департаменте городского хозяйства говорят, что город данный вопрос будет решать, однако конкретики пока нет:
— Реконструкция городских очистных сооружений — в числе первоочередных задач, которые обозначены для департамента мэром Иваном Кляйном. Проект по строительству цеха готов. Сейчас муниципалитет ищет в бюджете средства для его реализации. Кроме того, рассматриваются альтернативные варианты по привлечению внебюджетных средств на этот проект, — сказал Владимир Брюханцев, глава департамента городского хозяйства.