23 ноября, суббота
-13°$ 102,58

Нарым — наш! (фото)

Фото: Андрей Остров

Первый в Сибири гастрономический фестиваль «Царская уха» в старейшем населенном пункте Томской области стал не столько кулинарным, сколько культурным событием года.

****

— А вы трактор уже заказали? Кто вас вытаскивать будет?

Молодые нарымчане смотрели, как готовились к родео по местному бездорожью члены томского автоклуба 4х4. Не верили, что проедут джипы по местным болотцам…

…Раньше Нарым считался «сибирской Венецией», поскольку лучше всяких дорог, дома старейшего в Сибири села соединялись каскадом озер, природных ручьев и рукотворных каналов. К соседу легче было уплыть, чем дойти и уж тем более доехать. В советское время каналы и ручьи загатили (заложили мелким деревом и засыпали почвой), перекрыли дорожными насыпями, и система озер превратилась в систему болот. Но великую и могучую Обь в этом месте никто перекрыть был не в состоянии. В Нарым по-прежнему нет дорог, кроме водных. Четыре часа на пароме, три — на самоходном катере. Устраивать здесь гастрономический фестиваль кажется чистым безумием. Победа разума в том, что фестиваль получился.

Вообще, гастрономические фестивали редки в России и устраиваются обычно в крупных городах, где есть разные кулинарные школы, большие и маленькие рестораны, куда легко приехать любящим поесть туристам.

Но фестиваль «Царская уха» в центре самого большого в мире Васюганского болота? И все же первопроходцы сибирского фронтира не зря 418 лет назад основали здесь первый сибирский острог, приплыв с северо-запада, из Тобольска. Они выбирали место не наобум: чтобы был лес, вода, рыба, еда, непроходимая река, система естественных укреплений.

Предания гласят, что и в нынешней дислокации Нарым угнездился не в первый год. Казаки-первопроходцы искали лучшее место на берегу Оби, а они это умели делать. Но одним удачным (с точки зрения четырехвековой давности) расположением, сложно объяснить притяжение Нарыма. Это ведь еще и край, куда редко попадали по своей воле.

Вот и отец народов прибыл в Нарым 22 июля, а выехал уже в сентябре. Кратковременная ссылка имела далеко идущие последствия для глухого села. Во-первых, остались самые короткие из воспоминаний о вожде слова квартирной хозяйки о молодом Джугашвили: «Сталин бойкий был, бывало на танцах всех девок перещупает..». Во-вторых, в центре села поставили пятиметровую статую, открыли музей и приказали капитанам речных судов причаливать к селу, дабы плывущие и по великой сибирской реке приобщались к биографии Иосифа Виссарионовича.

Так что в Нарыме есть своя уникальная история, река, музей политической ссылки в ранге отдела областного Краеведческого музея рыбаки, и... рыба! Вот теперь пазл сложился.

Первый в истории Томской области гастрономический фестиваль «Царская уха» начинался 7 августа с основательного шторма у парабельских берегов. Катера, паромы и машины прокачал сильный ветер с дождем. Температура резко упала. Для фестиваля под открытым небом с проживанием в палаточном городке — серьезная проблема.

Но, как говорят сибирские метеорологи, не верь тому солнцу, что с утра, верь тому, что с обеда. К вечеру распогодилось, и некоторые приезжие рыбаки даже попробовали провести разведку боем: бросить удочки перед завтрашним стартом. Большинство же участников и гостей фестиваля осталось в лагере, чтобы послушать камерный концерт авторской песни и поужинать перловкой из походной кухни. Естественно, некоторые любили и погорячее, но настоящие рыбаки не были замечены в нарушениях спортивного режима.

В семь утра прямой берег нарымской протоки был усеян флажками и рыбаками через каждые десять метров. Профессионалы сразу заметили, что рельеф дна неравномерен: у некоторых песчаная отмель с мальками, а у некоторых глубины посерьезнее с соответствующей рыбой, что, кстати, и предопределило успех отдельных личностей и команд. Впрочем, кандидат в мастера спорта по рыбной ловле Сергей Гагарин может наловить рыбу с любого места не вставая со своего просто «космического» рыболовного кресла стоимостью в недорогой автомобиль.

Карбоновое 13-метровое удилище, французские компоненты прикормки, мастерство, опыт, и умение «заговорить» и рыбу, и любопытствующую публику обеспечили Гагарину безусловное лидерство, но во внеконкурсной программе. Победу среди рыбаков одержали те, кому повезло с местом. Впрочем, замгубернатора Андрей Кнорр вручил приз «За волю к победе» и самому маленькому рыбаку. В пять лет выдержать трехчасовое «не клюет» не каждый способен.

Победила в персональном зачете команда автоклуба 4х4, но, еще раз заметим, везет тому, кто везет. Во второй половине дня предстояло гвоздевое событие фестиваля — приготовление ухи сразу шестью командами.

Уха для Нарыма, как позы в Бурятии, плов в Средней Азии, — блюдо культовое. Жить у воды и не уметь готовить уху — роскошь непозволительная. Тем более что на старом гербе Нарыма — золотая стерлядь. Нарымскую рыбу подавали при мператорском дворе, а единственный царственный гость этих мест — будущий царь Николай II здесь бывал и местную уху едал. Так что спустя сто с лишним лет нарымчане и гости фестиваля были просто обязаны приготовить царскую уху.

На открытой концертной площадке обустроили костровые места, подвесили котлы. МЧС следило за пожарной, а полиция за просто безопасностью. Самыми первыми праздник ухи открыли нарымские дети, которые никогда не видели такого количества аттракционов и игровых площадок. Остальных развлекали повзрослевшие «Дети лейтенанта Шмидта», которым нарымчане популярно объяснили, что игра «Сколько это стоило в СССР?» в Нарыме нуждается в поправках: северный районный коэффициент поднимал цены и на плавленый сырок «Дружба», и на портвейн «Три семерки».

Подразумевалось, что готовить уху будут из того, что поймали утром. Но потом верно рассудили, что те, кому повезло утром, окажутся в более выигрышном положении. Поэтому было разрешено привезти любой своей рыбы каждой команде. Всем участникам гастротура давался стандартный набор карасей и окуней, выловленных заранее, что бывалые уховары тут же и определили.

Соответственно, технологии обработки размороженный рыбы и борьбы с горечью стали играть немаловажную роль. Одна из команд просто влила в стандартный десятилитровый котел бутылку водки, что обеспечило результат, но не вкус. Другая команда положилась на специи, состав которых хранила пуще военной тайны. Но, конечно, главной козырной картой «царской ухи» всегда была стерлядь, которую команды привезли из своих закромов.

Дальше началась дегустация. Лучшие котлы были опустошены за считанные минуты. Победу одержали нарымчане, которые с трудом сохранили несколько полноценных порций для жюри и одну приготовили специально для губернатора Сергея Жвачкина, который прибыл на фестиваль на следующий день и успел осмотреть музейную экспозицию Нарыма.

Культурная программа фестиваля была бы невозможна без музея политической ссылки, который сотрудники областного краеведческоого музея превратили в центр социокультурной жизни Нарыма. Голова некогда пятиметрового Сталина (фактический рост 160 сантиметров, ниже депутата облдумы Николая Кириллова) находится в одном из залов музея, но кое-какие «фрагменты» вождя народов удалось отыскать и в запасниках. Нашлась там и явно фэйковая картина «Сталин беседует с остяками», и явно нефэйковый, а подлинный обласок, на котором Сталина то ли привезли, то ли увезли из Нарыма.

Такого воодушевления и количества интересных гостей нарымчане не упомнят со времен 400-летия села в 1996 году. Даже каргасокцы из команды «Поклевка», которым никаких призов вообще не досталось, уезжали довольные и обещали взять реванш в будущем году.

А что касается роадшоу по местным болотцам, то трактор не понадобился. Местная молодежь хмыкнула:

— Да мы тут вообще на «шестерках» проезжаем...

И ушла готовить свои «шестерки» к будущим победам на втором томском гастрономическом фестивале «Царская уха» в 2015 году.

Такой «рыбный суп» заварили, теперь надо расхлебывать.