24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 7813

В погоне за трезвостью (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Стоит наступить лету, как сводки ГИБДД одна страшнее другой — число аварий резко вырастает, причем больше становится и пострадавших, и жертв. Особенно много бед на дорогах от нетрезвых водителей. Поэтому перед выходными ГИБДД объявила о проведении масштабного рейда по поимке пьяных водителей. Поучаствовать в нем решили и мы с фотокорром, тем более что последний такой репортаж был на портале полтора года назад.

Встретились мы с инспекторами вечером в пятницу на Смирнова, в районе медколледжа. Чтобы любопытные журналисты не мешали работе стражей порядка, нам выделили специального сопровождающего — сотрудника отдела пропаганды ГИБДД Дмитрия Емельянова. С ним мне не раз доводилось общаться по телефону, выясняя обстоятельства тех или иных ДТП, и вот познакомились лично. Усталый, но позитивный, наш инспектор терпеливо отвечал на вопросы на протяжении трех часов, а потом отправил нас в ночную погоню за нарушителем. Но об этом чуть позже…

Цирк да и только

Байки про пьяных водителей инспекторы могут рассказывать бесконечно. Будучи подшофе, автомобилисты устраивают драки, впадают в старческую забывчивость, бросают автомобили прямо посреди дороги и дают деру. Женщины — особая категория. Выпив, дамы могут и истерику устроить, и на крыше своего авто станцевать — это по настроению.

По кайфу

Но пьян водитель бывает не только от вина… Все больше за рулем встречается наркоманов, которые порой употребляют вместе с пассажирами. Если раньше в ходу у них были ханка, марихуана, то сейчас в моду вошли спайсы и всякая синтетика. От них у водителей напрочь сносит крышу, и последствия могут быть катастрофическими. Инспекторы вспоминают случай, произошедший год назад на Чекистском тракте, где водитель КамАЗа в состоянии наркотического опьянения врезался в припаркованный автомобиль с двумя детьми. Машину буквально разорвало пополам, и ребятишки чудом отделались легкими травмами.

Поэтому инспекторы, останавливая авто, не только проверяют документы, но и ищут у водителя внешние признаки опьянения. Если у выпивох обычно красное лицо, несвязная речь, запах алкоголя, то у наркоманов главный индикатор — глаза. Красные белки, зрачки, не реагирующие на свет, странный смех и жестикуляция — тут сразу все понятно.

Водители-наркоманы очень боятся попасть на профилактический учет, который грозит им, помимо лишения прав. Поэтому они поголовно отказываются проходить медосвидетельствование на месте в надежде на то, что в наркодиспансере не смогут определить вид употребленного им вещества. Однако с недавних пор этот вариант не срабатывает: в диспансере установили новое оборудование, позволяющее выявлять недоступные ранее виды наркотиков.

Волонтеры

Но не всегда пьяные водители попадают в руки инспекторов ДПС во время рейдов. Зачастую о том, что кто-то сел за руль в неадекватном состоянии, сообщают супруги, родственники, соседи или просто бдительные граждане.

— Вот сегодня нам сообщили, что от такого-то дома отъехал водитель в состоянии наркотического опьянения. А на днях нам позвонил очевидец того, как пьяный отец с двумя детьми сел за руль. Обоих оперативно удалось задержать, предупредив возможные печальные последствия, — говорит Емельянов.

Кстати, задержать водителя BMW, который в апреле убегал от сотрудников ДПС, удалось именно по наводке анонимов. Нарушитель тогда скрылся в подъезде, после чего родственники подали заявление, что иномарку якобы угнали.

— Отпечатков, снятых в BMW, в базе не оказалось, а в квартиру вламываться мы не можем. Но мир не без добрых людей... Через какое-то время нарушитель пересел на другой автомобиль. А город у нас маленький, и скоро до нас дошла информация об этом. Благодаря наводке анонимов мы смогли сличить отпечатки и убедиться, что за рулем во время погони находился именно этот человек, — рассказывает Дмитрий Емельянов.

Горе от ума

Иногда горожане сами приносят в ГИБДД записи с регистраторов: кто-то ради доброго дела, а кто-то — с целью наказать водителя, помешавшего на дороге. Правда, иногда инициатива бывает наказуема…

— Недавно к нам обратилась гражданка, которая потребовала наказать водителя автомобиля, заснятого на регистратор. На ролике видно, что загорается разрешающий сигнал светофора, а водитель впереди стоящего автомобиля все не начинает движение. Женщина злится, сигналит, а потом решает обогнать его, но делает это по встрече, тем самым нарушая правила. В итоге ей выписали штраф в пять тысяч рублей.

Инспекторы умеют удивлять

Самих инспекторов, наверное, уже ничем не удивить — работа у них такая. А вот удивить нарушителей они очень даже могут. Рассказывает Дмитрий Емельянов:

— Раньше инспекторы сами ставили машины нарушителей на штраф-стоянку, и некоторые водители этим пользовались. Однажды мы остановили экскаватор, водитель которого оказался выпившим. Недолго думая, он заглушил двигатель, ключи спрятал, фуфайку расстегнул и говорит — ну все, теперь без меня не уедете. А нам в школе показывали, как такую технику заводить со шнурка. Я подхожу, убираю верх кузова, нахожу шнурок ручного стартера, дергаю — бах! — и завел. У водителя глаза стали как два блюдца. Ну и все — протокол оформили, машину на стоянку поставили.

Стрелять или не стрелять

Порой общение с неадекватным водителем складывается так, что приходится пускать в ход табельное оружие. Происходит это не так уж часто, говорит Дмитрий Емельянов, но быть готовым к таким ситуациям нужно всегда.

— В прошлом году позвонила бабушка и сообщила, что у нее украли какую-то кухонную утварь. Была разослана ориентировка, и вскоре патрульный заметил подходящего под описание парня. При попытке заговорить подозреваемый бросился на инспектора с кулаками, повалил его, завязалась борьба... В какой-то момент наш сотрудник смог достать пистолет и выстрелить в руку нападавшему. Только после этого он смог его задержать.

Вообще, нам редко разрешают применять оружие в отношении нарушителей. Сначала мы должны спросить разрешения у вышестоящего руководства. Однако в исключительных случаях, когда нет времени на раздумья, инспектор может сам принять решение. Главное условие — чтобы это было подальше от людных мест, желательно за пределами города. Это в лихие 90-е мы мы дежурили на дорогах не только с оружием, но и с бойцами ОМОНа. Тогда в город ехали всякие криминальные авторитеты… Сейчас стало гораздо спокойнее.

А договориться?

Этот вид коммуникации, похоже, не выйдет из моды никогда. Водители как предлагали инспекторам договориться, так и предлагают по сию пору. И кто знает, сколько «оборотней в погонах» не устояли бы перед хрустом купюр, если бы не новые технологии. По крайней мере, официальная версия гласит: все машины ГИБДД нынче оборудованы видеокамерами не только внутри, но и снаружи, а еще по одной есть у каждого инспектора прямо на кармане формы. При этом пишется не только видео, но и звук. Поди, попробуй тут договорись. Правда, народная молва утверждает, что и здесь находят лазейки в виде жестов и надписей, однако наши инспекторы стоят на своем — коррупция из органов уходит. Будем верить и надеяться…

Штрафы не помогают

С момента повышения штрафов за пьяное вождение прошел почти год, и за это время, увы, мало что изменилось. По признанию инспекторов, новая мера работала лишь первый месяц — тогда пьяных за рулем и аварий с их участием стало заметно меньше. Но потом все вернулось на круги своя. В связи с этим вопрос «что делать?» по-прежнему не теряет своей актуальности. Правда, с ответами на него туговато…

Инспекторы, понятное дело, кивают на фото- и видеофиксацию, которую хорошо бы развесить на каждом столбе. Так можно и нарушения фиксировать — и тут уже ни с кем не договоришься, и заставлять ретивых гонщиков снижать скорость. Пока в городе лишь пять таких камер, поэтому нам есть к чему стремиться.

— От нашего ведомства тут мало что зависит, — говорит Дмитрий Емельянов.— На каждой комиссии по безопасности дорожного движения мы говорим о том, что нужно больше камер ставить на дорогах. Но все упирается в отсутствие средств.

Новые дороги — новые аварии

Статистика гласит: стоит в городе появиться хорошей дороге, как там сразу образуется очаг аварийности. После привычных «убитых» улиц каждому автомобилисту хочется прокатиться с ветерком. Соблюдать при этом скоростной режим многие забывают, и результатом становится трагедия.

Свежий пример — открытый недавно после капитального ремонта Кузовлевский тракт. Мэр сразу же поручил ГИБДД наблюдать за тем, с какой скоростью там будут ездить автомобилисты. Теперь, по словам Емельянова, там каждый день дежурит наряд ДПС. Еще один пример — отремонтированная дорога на Дальне-Ключевской. В первый же день после открытия там насмерть сбили ребенка...

В ГИБДД есть специальная карта, на которой отмечены очаги аварийности. Так вот, серьезные ДТП чаще всего происходят на улице Осенней. После открытия развязки в районе четвертой поликлиники все чащи стали биться машины на Пушкина — Яковлева.

А что же рейд?

Пока мы болтали с сотрудником отдела пропаганды, инспекторы оформили на Смирнова несколько нарушителей. Попались им и пьяные, и водители без прав, и любители прямотоковых глушителей с превышением уровня децибелов. На каждого нашлась своя статья, а одного даже увезли в отделение для последующего административного ареста — он оказался лишенным прав, да еще и пьяным.

Пришлось нам побыть и понятыми, и свидетелями, и пообщаться с самими нарушителями. Особенно запомнился парень, который единственный согласился пройти медосвидетельствование. По его словам, еще утром он выпил на работе пива и даже не думал, что к ночи все еще будет уязвим для инспекторов. Но хитроумный прибор выявил превышение промилле, и на водителя был составлен протокол. Правда, парень не знал, что его машину после этого увезут на эвакуаторе на штраф-стоянку. Теперь знает...

Водитель КамАЗа, которого остановил и. о. начальника батальона, долго не мог понять, что за регистрацию от него хочет инспектор. «Где я прописан что ли?» — включил он непонятливого. «Аха, прописку», — смеялся потом инспектор. «Ладно, если бы женщина спрашивала — не в обиду вам будет сказано», — обратился он ко мне. — «Но водителю КамАЗа объяснять такие вещи...».

Предупрежден, значит, вооружен

Кстати, к работе с нарушителями инспекторов ГИБДД готовят серьезным образом. Каждую неделю с ними проводит занятие замкомандира батальона по работе с личным составов. А по пятницам в целях профилактики им зачитывают приказы, принятые в отношении сотрудников правоохранительных органов за те или иные проступки по всей стране. По словам инспекторов, это работает...

Работает и реформа МВД, проведенная во всех структурах. Правда, скорее со знаком минус: число инспекторов сократилось, затем все же появился недокомплект, но закрыть его нелегко, ведь теперь на работу принимают людей с юридическим образованием. В итоге на полумиллионный город приходится около 150 инспекторов. Из них ежедневно на дежурства выходят человек 40-50. Маловато будет...

«Синяк» и «кочерга»

Как в народе называют инспекторов ГИБДД, знают все. А вот как они называют водителей? Эту тайну мы выяснили случайно, прослушав еще одну историю, рассказанную Дмитрием Емельяновым:

— Однажды зимой мы дежурили в районе психбольницы, задержали пьяного водителя и нужны были понятые. А ночь на дворе, вокруг никого, пришлось тормознуть первую попавшуюся машину. Останавливаю — а там кочерга. Вторую останавливаю — там тоже кочерга. Третью — и там кочерга! Уже останавливаю четвертого, а он газ в пол и в огороды как даст! Я за ним. Там снега по колено, сильно не угонишься. А этот тип в халате и тапочках из машины выскакивает и зарядил от нас... Не поймали...

— А что за кочерга-то? — спрашиваю.

— Ну это пьяный водитель, — отвечают инспекторы.

— А почему кочерга? — не унимаюсь я.

— Потому что кривая. Ну, кривой как кочерга.

Называть другие прозвища наши инспекторы не стали. Озвучили только и без того всем известное — «синяк».

Погоня

Самое интересное началось после полуночи, когда по рации объявили о погоне. Она началась еще в Тимирязево, откуда за водителем погнались два экипажа ДПС. К счастью, нарушитель не поехал через город, а последовал в направлении Нижнего Склада, а далее в Эушту.

Проехав за нарушителем несколько километров без толку, патрульный запросил у начальника батальона разрешения на использование табельного оружия. Командир долго не соглашался, а потом и оружие не потребовалось — нарушитель улетел в кювет, где его и взяли стражи порядка. Мы немедленно отправились на место событий.

Проследовав до конца улицы Школьной, мы увидели толпу людей, несколько патрульных автомобилей и застрявшую в кустах машину нарушителя. Правда, разглядеть ее мы смогли позже, а сначала по достоинству оценили радушие местных жителей, которые, по выражению одного из дэпээсников, решили устроить «сабантуй». Пришедшие, в основном нетрезвая молодежь, всячески доказывали, что парень за рулем не виноват, и его нужно понять и простить. Тем временем сам виновник торжества — 15-летний подросток, сидя на заднем сидении патрульного автомобиля, ловил ртом какие-то проводки, свисающие с потолка машины.

Самого ретивого защитника даже заковали в наручники. Подоспевшие к нему на выручку родители пообещали нашему фотографу разбить камеру, а мне — поход в суд, если начнем брать интервью у их мальчика. Впрочем, не очень-то и хотелось. «В эту деревню у нас в одиночку никто не ездит», — исчерпывающе прокомментировал уже в машине и.о. начальника батальона. Все понимающе промолчали.

Нехэппи энд

...А потом мы ехали домой по ночным улицам в новеньком Ford, ключи от которого полгода назад сотрудникам ГИБДД вручил губернатор. Внезапно все табло погасли, и мы остановились посреди дороги. «Блин! Уже в который раз!» — не сдержался инспектор. Попытки завести двигатель успехом не увенчались, и наш инспектор позвонил напарникам: «Ребята, выручайте, я опять заглох...».

— И что, часто так бывает? — поинтересовалась я.

— Да частенько, хотя машины вроде новые... Может, бракованные попались, — отозвался инспектор.

Так он и остался стоять на обочине в ожидании эвакуатора, а мы поехали по домам с прибывшим на выручку патрульным. «Хорошие ребята, — подумалось мне. — Будьте всегда такими...».