23 ноября, суббота
-12°$ 102,58

Как стрит-арт спасает архитектуру

Фото: vtomske.ru

Гуляя по Томску, можно встретить двух молодых людей, рисующих на тротуарах деревянные дома или резные наличники. Если вы увидели этих людей, не спешите звать полицейских. Это не хулиганы, а томские художники Лукия Мурина и Николай Исаев, которые реализуют свой проект по сохранению исторической архитектуры Томска.

Необычные граффити

От уже приевшихся хулиганских граффити, которые можно встретить в любом месте города, рисунки Лукии и Николая отличаются тем, что они не всегда находятся в людных местах. Выделяются и слоганы, придуманные художниками: «Сжечь нельзя сохранить» и «Помните, здесь был я!».

Всего художники нарисовали уже 13 подобных граффити в разных районах Томска. Встретить их можно в центре города — на Красноармейской, Герцена, Ленина, Нахановича. Там когда-то стояли или до сих пор стоят старинные дома. Обычно ребята рисуют здание там, где его уже нет — он сгорел или был снесен. Там же, где дом еще цел, но находится, по мнению художников, под угрозой, они оставляют рисунок резного оконного наличника.

— Мы не делаем трафареты на проезжей части, заборах, собственности фирм — только на тротуарах, — поясняет Николай. — Поэтому проблем с правопорядком у нас нет. Ни разу не было случая, чтобы нас кто-то останавливал.

Чтобы сделать граффити, художники готовят трафареты. Фотографии зданий берут в Интернете, фотографируют сами, ищут чертежи. К примеру, при создании трафарета дома на Обрубе, 2, кроме фото, ребята использовали картины художника Василия Черемина. Все тщательно выверяется, каждый архитектурный элемент. Потом художники отрисовывают контуры строения на планшете, выводят через проектор на бумагу, вырезают — и трафарет готов. На улице художники достают баллончики с краской и распыляют ее по трафарету. По словам Лукии и Николая, трафаретов сделано уже довольно много, а, значит, скоро на тротуарах города появятся новые нарисованные «дома».

От выставок к стрит-арту

Проект под названием «Сжечь нельзя сохранить» стартовал в 2011 году, когда накануне дня города группа молодых томских художников провела выставку с таким названием. Было это в заброшенном здании «Гоголевского дома». Художники расчистили помещения от мусора и разместили там картины и фотографии исторических зданий. Выставка вызвала общественный резонанс, и ее организаторы — Лукия Мурина и Николай Исаев — решили не останавливаться на достигнутом.

— В 2013 году у нас родилась идея нового проекта, — вспоминает Николай. — Я в этот момент был в Ханты-Мансийске. Однажды в ленте новостей прочитал, что двухэтажный каменный особняк по Ленина, 143, снесли. Причем незаконно. Чиновники из департамента по культуре лишь руками развели, констатировав факт сноса памятника архитектуры. Для меня это было потрясением. И мы решили запечатлеть дом, каким мы его помним. У нас были фотографии здания, мы изготовили первый трафарет и ко дню основания Томска сделали рисунок рядом с уничтоженном домом.

— Многие, читая наш лозунг «Сжечь нельзя сохранить», думают, что мы боремся за сохранение только деревянной архитектуры, — добавляет Лукия Мурина. — Но мы боремся за сохранение и деревянных, и каменных домов. Последние сносят тоже довольно часто.

Художники решили сделать акцию ежегодной и приурочить ко дню рождения города. Аналогов созданного ими проекта целенаправленно они не искали.

Несмотря на то, что у них есть единомышленники, Лукия и Николай пока работают над проектом вдвоем. Занимаются этим в свободное время. К примеру, 9 июля художники, вооружившись трафаретами и баллончиками с краской, прошлись по проспекту Ленина. На следующий день рисунок наличника появился у ветхого деревянного здания, стоящего рядом с художественным музеем, где оба художника работают.

Лукия Мурина — старший научный сотрудник музея, а Николай Исаев — художник-реставратор станковой масляной живописи. Тем не менее, для выражения своей позиции они выбрали стрит-арт.

— Нам не все равно, что город разрушается, — комментирует Николай Исаев. — Мы художники, а потому выражаем свое неравнодушие и понимание проблемы как умеем — посредством изобразительного искусства. Мы не законотворцы и не реставраторы зданий. Рисунки на тротуарах — самый доступный способ передачи нашей идеи.

Сжечь или сохранить?

Название проекта написано так, чтобы каждый сам решил, в каком месте нужно поставить запятую. Томские художники предлагают сделать такой выбор жителям города. В этом авторы проекта и видят главную задачу: помочь томичам задуматься над тем, город с какой архитектурой им нужен.

По мнению художников, развивать исторический город нужно с умом. Нужно объединить усилия власти и общественности для решения проблемы сохранения исторического облика города. Но для этого власть должна «идти навстречу». Николай надеется, что губернатор скажет свое веское слово в вопросе сохранения исторической архитектуры.

— Мы хотим сделать наши трафареты станковыми — поместить их в рамку и выставить на какой-нибудь выставке, — комментирует Николай Исаев. — Первые шесть мы уже презентовали в ТГУ на выставке «Мой город». Теперь есть желание сделать более масштабную выставку в «белом» доме.

— Раз чиновники не ходят по нашим дорогам, мы сами придем, — то ли в шутку, то ли всерьез добавляет Лукия Мурина.

Мы попросили прокомментировать проект, затеянный томскими художниками, председателя комитета по сохранению исторического наследия мэрии Никиту Кирсанова.

— Последние годы Томск все больше свыкается с исчезновением старинных зданий. Беда не только в том, что город сегодня теряет несколько деревянных домов в год. Беда еще и в том, что исчезает ощущение боли, исчезает память об этих домах, а вместе с ней — кусочки истории Томска, частью которой они были. А это в свою очередь формирует отношение к тому, что осталось: сносят, ну и пусть сносят.

Тут ведь вот какая диалектика. Исторический центр города нужен, прежде всего, для того, чтобы люди привязывались к своему городу, эмоционально с ним отождествлялись. Но отсюда следует, что чем больший ущерб наносится исторической среде, тем меньше у людей привязанности к городу, а значит — меньше желания этому процессу сопротивляться. Лукия и Николай сопротивляются, своими трафаретами они восстанавливают чувство трагедии утраченного здания. «Здесь был я». Это пронзает, и спасибо им за это.

Единственное, что хотелось бы пожелать ребятам — внимания не только к тому, что утрачено, но и к тому, что сегодня делается, чтобы таких утрат было меньше. Хотелось бы, чтобы людям, которым небезразличен старый город, видели бы и нашу работу, входили бы в наши сложности, наши достижения и причины наших провалов. Хотите, чтобы старый город жил — попробуйте и сами в свою очередь пройтись по дорогам чиновников. И тогда наши дороги обязательно пересекутся.