23 ноября, суббота
-14°$ 102,58

Кресс: движение без опаски

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

16 июля на служебную машину главы Чаинского района Владимира Столярова было совершено нападение. На стоянке у «белого» дома (!) под глазками двух как минимум телекамер (!) пока не установленный тип гражданской наружности высадил в «Шевроле Каптива» водительское окно с помощью, предположительно, травматического пистолета. Полиция ходила, разбиралась, брала объяснения со Столярова, смотрела видеозаписи…

Возможно, злобных хулиганов или, того хуже, личных недоброжелателей чаинской власти найдут, и им тогда не поздоровится. Это я к тому, что никто сегодня не чувствует себя в полной безопасности. Не спасают ни личные телохранители, ни бронированные автомобили, ни отъезды в дальние края…

Россия или мстительные граждане везде разыщут своих обидчиков и накроют вселенской тоской, ностальгией, ордером на арест, повесткой в суд или мусорным мешком. Все мы — дети нашей огромной и с некоторой горечью любимой страны, поэтому живем по поговорке: от сумы и тюрьмы не зарекаются.

…А бывший губернатор региона Виктор Кресс ходит по областному центру пешком. С удовольствием. Один. Без сопровождения. Наматывает иногда по пять-десять километров. Вот и на пресс-конференцию в РИА Томск член Совета Федерации от Томской области пришел, а не приехал. Кто еще из региональных руководителей может позволить себе гулять по региону, которым поруководил хотя бы пару-тройку лет? А Кресс у руля был два десятилетия и решения, случалось, принимал жесткие, а вот поди ж ты, среди злобствующих и способных на агрессию оппонентов — только люди с сомнительным психическим здоровьем.

К слову сказать, и они пришли на пресс-конференцию сенатора, чтобы устроить скандал, после чего гостеприимнейшая из руководителей Татьяна Свинцова всерьез задумалась об охране, аккредитации и фэйс-контроле на входе в пресс-центр. Но об этом позже.

Виктор Кресс отчитывался об итогах весеннего сезона в верхней палате российского парламента. Прошло 15 сессий, в том числе внеочередных, в связи с Крымом, Севастополем и разрешением президенту РФ вводить войска на территорию Украины. Проголосовали «за» при абсолютном большинстве, хотя в кулуарах, признается томский сенатор, мнения были разные:

— Все мы люди, все человеки, по-разному относимся к тем или иным событиям, но все сенаторы сходятся в одном: не прими мы тогда этого решения, не разреши Путину вводить войска на территорию Украины, в Крыму могли гораздо раньше, чем на юго-востоке, начаться кровавые события.

296 законов рассмотрели сенаторы и 291 одобрили. Но главным событием прошедшего законодательного сезона лично для себя Кресс считает проведенные в верхней палате парламентские слушания по инженерному образованию в России. В Совфеде даже создали специальную рабочую группу во главе с Крессом, который уже включил в ее состав ректора НИ ТПУ Петра Чубика и директора ТЭМЗа Ивана Пушкарева.

— Наша задача — выработка рекомендаций для кардинального улучшения подготовки отечественных инженеров, что приобретает важное значение, учитывая намерения обложить Россию санкциями. Без собственного производства, без инженеров мы уязвимы. Мы уже предложили одну из мер: возрождение по типу Русского географического общества Русского технологического общества. Оно и сейчас существует, но в каком-то подмороженном режиме. Надо, чтобы его возглавила Валентина Матвиенко или премьер Дмитрий Медведев. Еще лучше — сам Путин.

Вторая мера: не отрывать науку от обучения студентов, как это происходит в некоторых вузах. Все новое научное знание должно тут же оседать в головах студентов. Еще есть проблемы у вузовского комплекса, и, как председатель комитета СФ по образованию, науке и культуре, я их вижу. Изменилась система финансирования российской науки, и гранты на научные исследования через специальный фонд стали получать научно-исследовательские институты, а не университеты. Поэтому наука стала отдаляться от университетов, и гранты пошли в Новосибирск, хотя забирать науку из университетов нельзя.

Одного из отцов-основателей межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» спросили о судьбе первого межрегионального объединения в России.

— Если бы мы тогда не объединились, не пережили бы зиму 1990-1991 года, когда мы, томичи, сидели с лесом, но без угля; шахтеры в Кузбассе — на угле, но без деревянного крепежа; алтайцы не знали, куда девать свой хлеб, и тоже без леса и угля… Но мы вовремя не начали разворот в сторону больших масштабных межрегиональных интеграционных проектов. Их сейчас можно сосчитать на пальцах рук. За «Сибирским соглашением» должна была стоять экономика, а за полномочным представителем президента — большая политика.

Экс-губернатор, начинавший в свое время активную работу по сохранению уникальной деревянной архитектуры в Томске, сказал также, что вместе с другими сенаторами из узорно-деревянных городов борется за законодательные меры поддержки деревянного зодчества. По мнению Кресса, местные бюджеты не в состоянии ни восстанавливать в больших объемах утрачиваемое, ни сохранять существующее.

— А в нынешней редакции закона «О культуре», где говорится об объектах историко-культурного значения, нет даже такого понятия как «деревянная архитектура»!

В закон о выборах сенаторов ввели ценз оседлости, констатировал Виктор Кресс.

— Сначала закон был жесткий, потом ввели послабления, так что практически любой (проживший в Томской области в общей сложности 20 лет или пять лет непосредственно перед выдвижением в сенаторы — прим. авт.), может стать сенатором от Томской области.

— То есть Лигачев может быть сенатором от Томской области? — спросил я из зала.

— Лигачев может, — кивнул Кресс.

Мне кажется, с цензом сенаторы поступили правильно. Сам был свидетелем, когда в Воронежской области в 2009 году сенатором хотели сделать тренера футбольной команды Госдумы РФ. Тогдашний капитан думской футбольной команды и по совместительству председатель Госдумы Борис Грызлов так решил порадеть своему человеку, который даже в Воронеже никогда не был и знаком был разве что с «воронежскими девчатами», но явно не как восхищенный их творчеством зритель.

Еще сенатор Виктор Кресс рассказал о планах Совфеда вернуть графу «против всех» постепенно на все выборные уровни: от муниципального до регионального и, возможно, федерального. Потому что мониторинг ситуации показал: «если у человека нет возможности проголосовать «против всех», он голосует назло за тех, с кем точно ничего общего не имеет».

Те, с кем Виктор Кресс точно «ничего общего не имеет», сидели в это время в зале для пресс-конференций и готовились выступать единым фронтом. У них были вопросы про доходы Виктора Кресса и его супруги, которые действительно выросли. У Кресса — за счет продажи в прошлом году недвижимости, у Людмилы Кресс — за счет выплат акционерного общества, в котором она состоит. Супруг не стал уточнять, что это за общество и в каком качестве состоит или работает там его жена, что еще больше окрылило троицу воспаленных людей.

С сенатора спросили за поборы в школах, за якобы «строительный брак в несущих конструкциях в новом общежитии ТГУ», за коттеджный поселок возле ЦДСО «Томь», где «дома получили Николайчук, Севостьянов и ваша дочь», за «Веолию», за закрытые заводы… Спросили и любимый вопрос: «нет ли здесь коррупции?»…

— Бесполезно меня обвинять в коррупции, — сказал в ответ экс-губернатор. — Я этим не занимался. Если есть документально подтвержденные факты, обращайтесь в правоохранительные органы…

— Но ведь обрушится общежитие, кто ответит? — перебивала разгоряченная троица. Пресс-конференция превращалась в балаган. Кресс говорил, его перебивали и начинали возражать. Без цифр, фактов, документов, просто возражать.

— Слушайте, дайте ответить, — возмутился Кресс. — Что вы как та свекровка, которая снохе не верит? Насколько я знаю, люди покупали дома возле ЦДСО за деньги. Некоторые фамилии, кстати, впервые слышу. Под актом о приеме в эксплуатацию общежития стоит фамилия конкретного человека, и он не идиот, чтобы ее ставить, если общежитие сдано с такими недоделками, как вы утверждаете. Благодаря «Веолии» аварийность на томских сетях снизилась в десятки раз…

— Да не снизилась! — снова закричали «борцы за правду».

В разговор пришлось вмешаться уже ведущей пресс-конференции и журналистам. Человек в гавайской рубашке демонстративно покинул помещение, а два его соратника продолжали один снимать, а другой слушать, но не слышать, поскольку «задавать вопросы» ему уже не давали.

Вывернули на тему Крыма, мест для крымских абитуриентов в российских вузах, на том и завершили пресс-конференцию.

...Сидели, пили чай в кабинетике директора РИА Томск. Татьяна Свинцова, пока Кресс рассказывал о новых схемах вывода зарплаты в нефтяных компаниях за пределы налогообложения, написала мне записку: «Проводи Кресса, вдруг эти его у входа дожидаются». Кто «эти», было понятно.

— Я не сильно выразился там? — спросил сенатор вдруг. Материться в публичном пространстве он так и не научился. Его мучил собственный намек на ту самую «свекровку-бл..ь, которая снохе не верит». Но из песни слова не выкинешь...