23 ноября, суббота
-14°$ 102,58

Фирмам, занимающимся сортировкой мусора, не дают развиваться

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Об этом председатель регионального комитета экологической безопасности урбанизированных территорий Сергей Трапезников заявил на пресс-конференции в «Интерфаксе».

«Два года назад на полигон в Сурово-Сухоречье зашли три организации, занимающиеся сортировкой мусора. Активно им развиваться не дают. Причем одна из этих организаций выиграла областной грант, чтобы собирать ПЭТ-бутылку. Им нужно писать отчеты о работе, а к ним каждый раз новые претензии. Понятно, что в таком режиме работать невозможно. Плюс договоры заключаются всего на 30 дней. А какой бизнес будет планировать работу на 30 дней? Другая фирма купила большой пресс для работы с мусоров, а их сегодня пускают на полигон, завтра нет», — сказал Трапезников.

По его словам, работа подобных организаций — это помощь «Спецавтохозяйству». Однако со стороны предприятия нет заинтересованности.

«Забирая ПЭТ-бутылку и картон, они увеличивают срок эксплуатации полигона, потому что меньше отходов пойдет туда. Кроме того, средства, которые нужно вернуть в бюджет за нанесение ущерба экологии при эксплуатации полигона зависят от количества захороненного мусора. Есть договоренность с Росприроднадзором, который является администратором этих платежей, что суммы будут снижаться пропорционально мусору, который заберут сортировщики. Суммы небольшие, но это один из механизмов оздоровления финансовой ситуации на предприятии. Но со стороны «САХа» нет никакой заинтересованности», — отметил Трапезников.

По его словам, нужно развивать бизнес по сортировке отходов, тем более что это один из экологических показателей региона.

«Сами эти организации просто не выживут. Пример: зашла одна такая фирма в Томский район, в Кисловку, где была свалка, начали работать. И пошли жалобы от местного населения, мол, тараканы появились в деревне. Фирма поставила забор, но пошли новые жалобы. В том числе от депутатов, которые наоборот были вроде как заинтересованы в решении проблем со свалками. В итоге фирму оттуда просто выдавили. Теперь свалка без присмотра, жалоб нет, все хорошо. Выходит, здесь был чей-то интерес, другого объяснения я не могу найти», — сказал председатель комитета.

Он отметил, что еще в 80-е годы, когда намеревались построить полигон в Сурово-Сухоречье, отходов было гораздо меньше, но уже тогда заявлялось, что сначала нужно построить станцию мусороперегрузки, а потом новый полигон ТБО. «Предполагалось, что город закупит четыре больших мусоровоза, которые будут вывозить спресованный мусор на полигон в несколько рейсов, а мелкие мусоровозы будут работать в городе. Пару лет назад дело сдвинулось с мертвой точки, даже закупили оборудование для станции мусороперегрузки, но на этом все и закончилось. Теперь оно лежит на складе. Хотя оно бы позволило «САХу» минимизировать затраты на процесс утилизации отходов», — сказал Трапезников.

Он добавил, что знаком с планом финансового оздоровления предприятия, но кое-какие пункты вызывают у него сомнения. «Анализа причин потери рынка вывоза и утилизации отходов просто не приводится. Хотя на начало года доля «САХа» на рынке ТБО составляла 60 процентов, а на апрель — уже 48 процентов. В плане написано — доведем до 80 процентов. Но как, за счет чего, в чем предприятие проигрывает частникам — этого я не увидел», — сказал представитель облдепартамента природных ресурсов.