23 ноября, суббота
-11°$ 102,58

Чемпион с Черемошников

Фото: Алена Кардаш / vtomske.ru

Чемпион России 2014 года, двукратный обладатель кубка мира, мастер спорта международного класса — до исполнения мечты Илье Афонину осталась совсем немного. Следующая ступень — заслуженный мастер спорта. Чтобы получить это звание, спортсмену необходимо выиграть чемпионат Европы и чемпионат мира среди любителей. Илья поставил перед собой цель и знает, к чему идет, он помнит о своей цели каждый день. А если цели нет, говорит он, то и спортом заниматься незачем.

Футбол

Илья Афонин родился, вырос и живет в настоящее время на Черемошниках, о чем нисколько не жалеет, хотя они и считаются не самым благополучным районом города. Он уверен, что «недругов» можно найти в любом районе, а вот настоящих друзей просто так не встретишь. С неприятностями на Черемошниках Илья столкнулся единственный раз в жизни, еще в детстве: у него отобрали телефон. Тогда на помощь пришел знакомый: спокойно поговорил с обидчиком и вернул телефон мальчику. С тех пор друзья не раз играли важную роль в жизни будущего спортсмена.

С первого класса Илья Афонин занимался футболом. Еще мальчишкой умолял маму купить ему настоящий мяч, поэтому, когда в школе появилась секция футбола, сразу же туда записался. У Олега Герасимова он тренировался до шестого класса, играл за «Восход» и «Томь-92». Потом как-то на тренировке Илье показалось, что соперник не просто отбирает у него мяч, а специально бьет по ногам — и он ответил ему тем же. Тренер это увидел и выгнал Афонина с тренировки. Тот вообще перестал ходить в секцию. После и тренер, и родители пытались выяснить, в чем дело, предлагали вернуться, но решение спортсмена было окончательным.

— Родители не стали меня уговаривать вернуться, говорили, решение твое, главное, ерундой не занимайся, — рассказывает Илья. — Ну, я, конечно, погулял, времени свободного много появилось. Улица затягивает. А потом, я уже был в седьмом классе, у нас появилась секция каратэ, и туда пошли заниматься мои лучшие друзья, Костя Ануфриев и Леша Кучкин. Мы с ними и в садике вместе были, и в школе. И на улице мне без них просто стало скучно. Я пошел на первую тренировку, встретил там своего нынешнего тренера, Кирилла Максимовича Базаева. Показалось очень тяжело, я бросил. Через месяц пришел второй раз — теперь не понравилось, потому что было скучно. Видимо, пришел не в тот момент. Опять бросил.

Каратэ

Прошел год, Афонин уже учился в восьмом классе. Его друзья готовились к первенству Сибири по каратэ, которое должно было состояться в Омске. Он опять пришел на тренировку. Кирилл Базаев, видимо, увидел в парне потенциал и тоже стал готовить его к соревнованиям. Подготовка была достаточно интенсивной; Илья признается, что просто устал и поэтому опять перестал тренироваться. Все ребята уехали на соревнования. Вернулись из Омска счастливые, увидели другой город, набрались впечатлений.

— Тут у меня будто ком в горле встал. Они там, а я… Вернулся в секцию, — вспоминает Афонин. — После этого срывов у меня больше не было. Да, бывают моменты, когда устаешь, заниматься не хочется, но ты просто подавляешь в себе эти негативные эмоции и идешь к цели. Тогда я хотел выиграть хоть какие-нибудь соревнования, сейчас хочу стать заслуженным мастером спорта. Если выиграю чемпионаты Европы и мира, то баллов для этого будет достаточно.

В 2008 году Илья Афонин выиграл первенство России по каратэ, и тренер решил выставить нескольких своих воспитанников на областные соревнования по кикбоксингу. Афонин и здесь занял первое место. Тогда в секции начали плотнее заниматься новым видом спорта. В 2009-м Илья поехал на первенство мира по каратэ, но не занял там никакого места. По словам спортсмена, его просто «слили»: после двух выигрышных боев против него на ринг вышел парень, чей тренер был судьей в том поединке.

— Меня просто убрали в сторону. Было очень обидно, — рассказывает Илья Афонин. — Это было прощание с каратэ.

Кикбоксинг

Официального «прощания» не было, никто не занимался перепрофилированием секции, просто каратэ постепенно ушло в сторону, и с тех пор Кирилл Базаев занимается с воспитанники кикбоксингом. Пришлось немало внимания уделить новой технике, ведь каратэ и кикбоксинг — разные виды спорта, каждый со своими особенностями.


— Каратэ и кикбоксинг схожи в том, что и здесь, и там бьют и руками, и ногами, но в остальном техника разная, — объясняет Илья Афонин. — В каратэ ведь как: ты наносишь один удар, если попал, вас разнимают, и вы сходитесь заново. В кикбоксинге же все построено вокруг времени: если ничего не нарушаешь, то можешь работать без перерыва две минуты, проводить многосерийные комбинации. Ребята, которые всегда занимались кикбоксингом, сразу настроены на многосерийные удары, поэтому поначалу руками мы проигрывали. Но у нас сразу была и сильная сторона — это удары ногой. Выигрывать получалось именно за счет этого. Томская техника ударов ногой отличается, поскольку мы вышли из каратэ. Там это объясняется досконально — как ты выносишь ногу, как ее поворачиваешь, как выпрямляешь. Вообще, у нас очень много перспективных ребят, которые могут выигрывать и выступать достойно, многие занимают места и на первенстве мира, и на первенстве Европы, и на чемпионате России.

В чем разница между кубком мира и чемпионатом: на кубок мира собираются ребята, занявшие в своей стране вторые-третьи места, а на чемпионат — только первые. В феврале Илья Афонин выиграл чемпионат России и впервые отобрался на чемпионат Европы. До этого кикбоксер участвовал лишь в первенствах, то есть соревнованиях первых номеров среди юниоров.

Сила и честь

Сейчас ему двадцать один год, и спортивная карьера в самом разгаре — не только в любительском спорте, но и в профессиональном. Кроме Кирилла Базаева появились еще два тренера — Сергей Колкей (по физической подготовке) и Георгий Гусляков (по боксу). Дома из двенадцати месяцев почти шесть он не бывает дома: в год случается по шесть-семь выездов, каждый по две-четыре недели, плюс профессиональные бои.

— Конечно, любительскую и профессиональную карьеру совмещать очень тяжело, — рассказывает Илья Афонин. — Если ты первый номер в России, то обязан участвовать в чемпионате мира, чемпионате Европы. Если у тебя в это время случаются профессиональные бои, тебя просто дисквалифицируют, или бои приходится отменять. Надо понимать, чего ты хочешь: денег или звание заслуженного мастера спорта. За двумя зайцами погонишься… Хотя у меня пока получается. Что будет дальше — жизнь покажет.


Илья не забывает и об образовании: сейчас заканчивает коммунально-строительный техникум, в планах — поступить этим летом на спортфак ТГУ или ТГПУ. Если хочешь серьезно работать в будущем, высшее образование необходимо, считает спортсмен.

В свободное время смотрит боевики, которые «просто обожает». Кумирами называет Арнольда Шварценеггера и Жан-Клода Ван Дамма.

— Мой любимый фильм — «Кикбоксер», — делится Илья. — Там я вижу именно тот кикбоксинг, которым занимаюсь. Интересно смотреть на технику, но по фильмам драться ты не научишься. Можно подсмотреть какие-то «фишки», но отрабатывать их тоже нужно только с тренером, ведь весь смысл в том, как именно ты будешь их применять на практике.

А вообще я не любитель драться. Спортсмен должен использовать свою силу только на ринге — ну или для защиты своей чести. У меня бывало всякое, и «на слабо» брали, и с ножиком бросались. Но я добрый — мне достаточно один раз ударить, чтобы успокоить, дальше драться желания нет.

Ответственность

Сегодня вся жизнь Ильи Афонина подчинена спорту. Во время подготовки к соревнованиям он каждый день встает в шесть утра, с семи уже тренировка, потом домой — есть и спать, потом на учебу, и вечером опять тренировка. В таком режиме нужно прожить минимум месяц, а то и больше. Кроме того, любой кикбоксер перед соревнованиями «загоняет» себя в меньшую весовую категорию — кто-то для того, чтобы казаться значительнее, «страшнее», а кому-то просто комфортнее боксировать в весовой категории ниже. Так и Илья в периоды отдыха весит 68 килограммов, а перед соревнованиями — 63,5.

Как настоящий спортсмен, он чувствует большую ответственность — и перед командой, и перед городом, и перед страной.

— Я в томской сборной самый старший. Это, конечно, определенный груз, я должен подавать молодым ребятам пример, занимать первые места. Бывает очень тяжело, не хочется ни про кого думать, лишь бы отбоксировать просто для себя. А в другой раз не хватает именно этой поддержки — чтобы чувствовать, что за Томск дерешься, за Россию.

Такую поддержку я получаю даже от незнакомых людей, ко мне в Томске могут на улице подойти, обнять, поблагодарить. Тут, конечно, сложно удержаться от звездной болезни. Но на этот случай у меня есть друзья — если что-то подобное увидят, сразу по шапке, не зазнавайся. И вообще своим друзьям я очень благодарен — если бы не они, меня бы в этом спорте не было.