23 ноября, суббота
-13°$ 102,58

Следите за руками

«Спецавтохозяйство» испытывает серьезный кризис

Санация «Спецавтохозяйства», к которой власти города готовились не один месяц, оказалась стиркой тщеславия и амбиций. Ревизия контрактной и договорной деятельности этого МУПа оказалась слишком плоским ревизионизмом, под который попали лишь мелкие контрагенты и персонал предприятия.

Их демарш на прошлой неделе с поджогами и открытыми письмами губернатору — это, конечно, никакой не бунт. Всех сейчас причешут, по ведомости вернут зарплатные долги, а самых сердитых выдавят на улицу. Вопрос в другом: от кого власти чистят это мусорное предприятие? Что это за финансовый клининг в муниципальной компании, результат которого отжимать зарплаты у рядового персонала? Месяц назад в мэрии обещали, что к середине мая будет готов план финансового оздоровления «Спецавтохозяйства» и его программа развития. Где этот план?

«Спецавтохозяйство», как любой нормальный МУП, — это парник. В таком парнике власти могут регулировать специальные условия экономической деятельности, связанные с разными сферами городского хозяйства и бюджетными обязательствами. В нашем случае — это уборка улиц, вывоз и захоронение мусора и еще кое-что по мелочи. Когда власти не могут создать равновесие, чтобы этим занимался бизнес или кто-то на аутсорсинге, они занимаются этим сами через такие вот парники как «Спецавтохозяйство».

Но это засасывает. Им хочется теперь создавать особые условия и парники в самых разных отраслях городской экономики, высасывая оттуда конкуренцию и бизнес. Можно спорить, где для «Томскстройзаказчика» заканчиваются социальные обязательства бюджета и начинается строительство коммерческой недвижимости. Но когда специализированный на мусоре МУП становится единственным оператором денег по ремонту всех городских дорог и параллельно еще занимается закупкой автотранспорта для мэрии, это уже вызывает вопросы к хозяевам парника. Вы хотите сделать из САХа прокладку, чтобы придумать там одноканальный субподряд по всем финансовым обязательствам? Тогда порядок. В это нарядно вписывается все то, что сейчас происходит в «Спецавтохозяйстве».

Но, даже если план другой или его (что скорее всего) по-прежнему нет вовсе, все равно получится прокладка. Потому что только прокладке не нужны ни основные фонды, ни многочисленный персонал.

Реорганизацию такого предприятия, как САХ, в сотрудниках которого несколько лет культивировали особую социальную миссию ни при каких обстоятельствах не считать денег, начали с обратной стороны. Там люди, действительно, крутят гайки, но откручивать сейчас надо совсем другие.

Когда людям перестают платить зарплату, забудьте о том, что санация предприятия будет успешной. Не будет. И не важно, расслабились там люди или нет, их надо уважать. Человек во главе компании, который этого не делает уже на старте реорганизации, ничего хорошего, кроме прокладки, не слепит.

Это отличный повод «залить» сейчас САХ деньгами. Текущий профицит городского бюджета — около 800 миллионов рублей. Кто забыл, напомню: именно столько просили на реорганизацию «Спецавтохозяйства» и обновление основных фондов компании. Мэр подтвердит. Отдайте быстрее эти деньги новому директору «Спецавтохозяйства», и до конца года вы о его существовании не вспомните. Ну а потом он и сам напомнит.

В жалобе губернатору работники «Спецавтохозяйства» «ткнули носом» Сухушина в какой-то личный интерес: что-то он там возил себе на дачу. Не может быть! Вот это новости! С год назад я уже читал что-то подобное про бывшего директора САХа Чаринцева. Кто-то из его замов засыпал мне электронную почту анонимками про директора. Там были даже копии контрактов с субподрядчиками Чаринцева. Так что САХ, ребята, никогда не был богадельней. «Спецавтохозяйство» всегда было комбинатом личного благоустройства.

Деньги не спасут САХ от банкротства. Они перенесут его на следующий год. МУП продолжает терять рынок мусора, объемы перевозок и даже активы. Стоимость чистых активов «Спецавтохозяйства» в прошлом году снизилась почти вдвое. Долги предприятия переходят в статус невозвратных.

При этом настораживает неуверенность мэра в этих делах. Он уже несколько месяцев танцует вокруг «Спецавтохозяйства», но не знает, куда вести эту «девицу» после того, как музыка кончилась. Сухушин, похоже, знает, куда и что. Но ему же не «жениться».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора