19 июля, суббота
+18°$ 78,31
Прочтений: 31692

Евгений Косинков: «Хоккей в Томске можно возродить»

Фото: из личного архива

Эта томская спортшкола «проблемной» считается исторически. Призванная муниципалитетом культивировать ледовые виды спорта (хоккей, фигурное катание) в статусе дополнительного образования, она долгие годы вынужденно вела эту свою деятельность лишь в уличных условиях сибирской зимы. Поводом для оптимизма и веры в лучшее стал ввод в конце 2010 года новенького спорткомплекса «Кристалл», хотя и в эту «ледяную избушку» горожане вхожи на скромных правах гостей — хозяином ее является областная Школа высшего спортивного мастерства. Тем не менее, новые условия позволяли рассчитывать на более качественное изменение юношеской «кухни» городского хоккея, чем преподнесла действительность.

Почему же три года «здесь стояло время»? Причинно-следственные связи снова и снова приводят в саму спортшколу № 4 и непростые условия ее муниципального существования. Явно неладно было что-то в этом королевстве, и вряд ли могло быть иначе, коли весь 2013 год школа эта прожила под нависшей угрозой закрытия. В сентябре неопределенность разрешилась в пользу «бытия», но по-прежнему какого-то размытого — фактически без директора.

Почти полгода работы в таком режиме завершились, наконец, конкурсным назначением первого руководителя, призванного выводить учреждение из глубокого кризиса. Дело было 18 марта. Евгений Косинков, новый директор ДЮСШ-4, поделился результатами первых месяцев своей работы в этом качестве. Сразу уточнив, что чересчур «кризисным» вверенное ему хозяйство он вовсе не считает: на его взгляд, и весь педагогический коллектив ДЮСШ, и прежний директор Коробков скорее были заложниками ситуации, чем ее создателями.

— Коллектив в основе своей был и есть вполне работоспособный, но сама наша работа требует принципиального пересмотра расстановки акцентов. Весь вопрос в том, что в ней считать приоритетом. До сих пор это было выполнение муниципального задания, и не более. А там речь ведь не шла (и, увы, пока еще
по-прежнему не идет) об участии в первенстве России: сколько у тебя будет реально конкурентоспособных команд, сколько возрастов. Задача сформулирована иначе: обучить какое-то конкретное количество детей. И не более.

Я же хочу сочетать выполнение этого задания с определенными качественными достижениями в том же хоккее. То есть добиваться еще и определенных спортивных целей. Для этого нужно выстроить соответствующую структуру, в которой показатели массового набора на начальных уровнях должны увязываться с последующим довольно жестким качественным отбором занимающихся. Проще говоря: у тебя «стартуют» по собственному желанию сто ребятишек одного набора, а через год-другой из них остаются двадцать избранных по спортивному принципу, и с ними уже вполне достижим желаемый спортивный результат (он же — качество дополнительного образования, предоставляемого нашим учреждением).

А до сих пор отбора-то практически и не было. Детей брали в школу в любой момент — лишь бы для количества. Этого сейчас уже не будет, не должно быть. До начала следующего учебного года предстоит успеть выстроить внутришкольный процесс по вертикали «от массовости к мастерству» системно, обоснованно, с четким представлением целей и механизмов реализации новой учебной программы.

— По-вашему, нужно разделение на массовую и спортивную работу — и не все это должно существовать внутри спортивной школы?

— Да, и вне ДЮСШ уже есть совершенно реальные, готовые механизмы. Скажем, существует в Томске Центр социальных инициатив — и взрослые хоккеисты, которые не подходят под требования тренера-преподавателя ДЮСШ, вполне могут работать с детьми по месту жительства в рамках этой организации. Мы говорили об этом с Алексеем Савицким, возглавляющим спортивный отдел в администрации города. Он с пониманием и очень серьезно это воспринял, обещал поддержку в реализации замыслов. Ну а мы в спортшколе должны «отрабатывать» спортивную часть этой общей городской программы.

Считаю, что в любом случае при уличных хоккейных кортах обязательно должны вести работу действующие инструкторы-организаторы, призванные обеспечивать как «подъем массового интереса» к хоккею, так и первичный отбор лучших в сферу деятельности ДЮСШ.

— То есть стремимся вернуть хорошо забытое старое — спортклубы по месту жительства...

— Я сам до назначения на эту должность тренировал детскую хоккейную команду «Авангард» и на ее базе порекомендовал родителям создать одноименный хоккейный клуб — общественное объединение. Они проходят сейчас процесс регистрации. У них есть свой расчетный счет, они стали юридическим лицом, которое может вести деловую переписку, что-то просить и даже требовать в конце концов. Ну и помимо официальных соревнований, которые мы запланируем, они могут нанимать тренеров, которые будут там развивать и хоккей, и футбол. Действительно, клуб по месту жительства.

— А тем временем в «Кристалле»?..

— Чувствую подвох в вопросе. Тут надо понять: мы не режем по-живому, отправляя одних детей заниматься только на улице, а других — на дорогом для нас искусственном льду. В «Кристалле» найдем место и время для тех, и для других. Но тут не должно быть уравниловки, к которой учебно-тренировочный процесс сводился до сих пор. Когда в соответствии с учебной программой спортивно-оздоровительной группе полагается ледовой подготовки один-два раза в неделю — а такая группа каталась четыре-пять раз... Смысл в этом полностью отсутствует, при том, что учебно-тренировочным группам с их спортивным уклоном льда доставалось не больше. На педсоветах, говоря с тренерами, постоянно подчеркиваю: что было, то прошло, давайте работать умно с тем, что мы имеем.

Нужен хозяйский подход к тому, чтобы не тратить на эти цели средства городского бюджета необоснованно. Тренеры стали уже понимать, что просто сам факт лишних часов на льду качество не дает — есть ведь чем заниматься помимо этого, решая задачу комплексной подготовки юных хоккеистов. И с фигуристами то же самое…

Но это не значит, что в работе мы «усечены» и довольствуемся минимализмом, сокращая ряды занимающихся хоккеем. Совсем нет! Напротив, помимо прежних приоритетных направлений (группы 2000 и 2004 годов рождения) у нас набраны дети 2005, 2006, 2007, 2008 годов рождения. И пусть четвертый наш год пока еще отстающий от сверстников по региону, но мы рассчитываем этих своих ребят «подкатать», за год-два подтянуть и вытянуть до уровня конкурентоспособности.

— Количество тренеров у вас осталось на том же уровне?

— Нет, я стараюсь его увеличить. И хочу повысить их профессиональный уровень. В ближайшее время планирую поездку в Омск, где буду говорить про «своих» хоккеистов и фигуристов, о возможности попадать в какие-то учебные программы на базе института физкультуры. Пусть едут, учатся, повышают квалификацию.

Но изначально, конечно, работаем своими силами. У нас богатый кадровый «рюкзак»: старые гвардейцы томского хоккея, тренерского цеха — Валерий Коробков, Павел Мандзий, Владимир Кулешов. Уже при мне к ним добавились Александр Ермаков, Игорь Сваровский, также бывшие игроки томской команды мастеров. Всегда говорю: что может тренер, если он сам в хоккей не играл, изнутри его не прочувствовал? В этом направлении идет смена поколений, и какие-то обиды прежних «общественников» при хоккее вынужденно игнорирую. Говорю людям: вы умеете рисовать красками? — «Нет». — Сможете подготовить хорошего художника?.. И то же самое ведь с хоккеистами, с их подготовкой.

Конечно, у нас условия не самые благоприятные. Но и в них возможно работать нормально — прежде всего нужно грамотно выстроить учебно-тренировочный процесс. И мое мнение таково: лучше в августе провести хорошие тренировочные сборы на льду и участвовать в предсезонном турнире для игровой практики, чем сейчас в мае-июне средства почти впустую прокатывать с лишней интенсивностью. А одно-два занятия в неделю у нас будут всегда. Но надо параллельно работать над физической готовностью, «ставить» руки, кисти, тактику в головы ребятам закладывать.

Сейчас мы, делая программы, сухой лед хотим завести. В Омске это давно практикуют — три года назад я там был и это увидел. Например, в помещении выделена площадка примерно десять на десять метров, и там фигуристы проводят свои тренировки. Специально сам вышел на коньках, попробовал — замечательно! Вот и мы хотим это положить где-нибудь у себя в зале — в том же «Кристалле», где для этого достаточно неиспользуемых площадей. Это могло бы быть платной услугой для горожан, а для воспитанников спортшколы — бесплатно.

— Выжить легче, когда не одинок. Сотрудничаете ли в этом смысле с ближайшим соседом, хоккейной школой Северска?

— Я всегда за это двумя руками. И с Александром Зольновым, директором северской «Смены», уже разговаривал на тему такого сотрудничества — понимание встретил полнейшее. Взаимодействие должно быть мощным. Если мы беремся каждый год теперь набирать и серьезно растить детей в хоккее, то с каждым годом у нас будет все больше нарастать ком проблем, связанный с увеличением школьных команд и их финансированием. И можно ведь с позиций «областного» рационализма через ШВСМ какие-то возрастные группы базово закрепить за Томском, а другие — за Северском, с участием воспитанников и другой спортшколы тоже, в том самом «сборном» режиме.

Кстати, за разговорами и дела у нас следуют совершенно конкретные. Начиная с первой недели апреля наши ребята 2004 года рождения постоянно выезжают по выходным на товарищеские игры в Северск, играя со «сменовцами» своего возраста, а также 2005 и 2006 годов рождения. Польза тут несомненная и, думаю, обоюдная — ведь именно в живой игре мальчишки растут быстрее, прибавляют как хоккеисты...

— Наверняка какие-то «спортивные» планы школы на новый учебный год вы уже намечаете. Кого намерены включить в официальную соревновательную жизнь следующего сезона?

— Не секрет: наш 2000 год мы должны любыми средствами вернуть к участию в первенстве России на региональном уровне. И 2004 год играть будет — но, конечно, не в группе Б, куда они в марте по своей инициативе съездили сыграть вне конкурса и наполучали по полной программе. Честно скажу, я был против такого участия. В любом случае, даже не ставя перед собой задач положительного результата, вы везете туда в первую очередь лицо школы и города — и так его «опускать» нельзя. Потратив при этом на такое участие более 200 тысяч рублей, собранных родителями по их собственной инициативе.

— Вообще, как вы себя в роли директора-практика чувствуете? Все-таки разные вещи — представления о работе и реальность с кучей необходимых формальностей, уводящих от живой работы с воспитанниками...

— Для меня это чем-то кардинально новым не стало. Я же возглавлял юридическую компанию, работал и в других местах, знаком с деловой перепиской, «правилами» бюрократической игры — и вообще тут не вижу проблем. По роду деятельности ходил по судам, работал с адвокатами и юристами. Словом, есть определенный запас прочности.

Добавлю напоследок, что свои «руководящие» взгляды я стараюсь сверять со специалистами своего дела — как тренерского, так и административного. Были у меня встречи с руководством областного спортивного департамента — понимание встретил и ощутил. Ну а раз оно есть, то дальше надо просто работать самим получше.