Владимир Резников: «Решение проблем городского хозяйства напрямую зависит от состояния доходной части бюджета»
Проблемное состояние улично-дорожной сети; жалобы населения на непомерные начисления по ОДН за электроэнергию; необходимость разрубить гордиев узел автомобильных пробок; ливневка, которую уже не первый год планируют, но так и не могут модернизировать... Все это и многое другое — поле деятельности депутатов думы Томска, входящих в состав комитета городского хозяйства. Какие вопросы удалось решить в этом году и с какими областному центру придется войти в год следующий — об этом рассказал председатель комитета городского хозяйства Владимир Резников.
— Владимир Тихонович, заседания комитета городского хозяйства одни из самых оживленных в гордуме: поднимаются острые вопросы, звучат разные точки зрения. В результате вырабатываются действенные решения?
— Действительно, любой вопрос, который обсуждают на заседании комитета, касается жизни каждого горожанина. На рассмотрение депутатского корпуса выносятся наиболее злободневные темы, которые требуют оперативного решения. Поэтому заседания длятся два-три часа. Однако нехватка средств в бюджете на жилищно-коммунальное хозяйство сказывается на решении таких вопросов. Например, мы говорим о ливневке, содержании дорог — и что мы сделали? Выделили семь миллионов рублей на устранение засоров в ливневой канализации — это у нас уже считается достижением. Добились, чтобы в 2013 году были заложены деньги на устройство туалетов во дворах неблагоустроенных жилых домов — и это результат. Да — мы достигли того, что главы районов стали со всей ответственностью подходить к решению таких частных вопросов — они совсем не инновационные, а обычные, житейские. И они стараются теперь решить эти вопросы.
Но ведь это крохи. На ту же уборку улиц в год требуется почти 400 миллионов рублей. На расширение кладбища в Воронино деньги нужны — у нас то и дело встает вопрос, где мы будем через несколько месяцев хоронить людей. На строительство дамб тоже средства необходимы — наводнения ведь случаются не только в Благовещенске. К сожалению, приходится констатировать, что и на следующий год бюджет скуден с точки зрения развития городского хозяйства. Да, он социальный — мы платим учителям, воспитателям, медикам, помогаем ветеранам, а дальше уже и делить нечего. Выход один — надо увеличивать доходную часть бюджета, чтобы были средства и на решение проблем городского хозяйства.
— Каким же образом это можно сделать?
— Я вижу только один путь. Надо снижать бюрократические барьеры при продаже земельных участков. Допустим, человек хочет там магазин поставить. Сейчас, пока он пройдет весь механизм согласования, минует два года, а все это время он мог бы платить налоги.
— Недавно комитет городского хозяйства обсуждал проблемы, сложившиеся с начислением ОДН за электроэнергию. Что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы люди не получали квитки с непонятными им начислениями?
Сейчас изменился порядок снятия показаний: жители сами должны передавать данные в энергосбытовую компанию. В ноябре это сделало только 30 процентов томичей. Поэтому было принято решение — обратиться в «Томскую энергосбытовую компанию», чтобы она вернулась к старому варианту снятия показаний. А при начислениям по среднему — никаких предоплат. За рубежом так и делают — в конце года подводятся итоги. Кто переплатил — тому следуют компенсации, кто не доплатил — доплачивает.
— Это пока просто пожелания депутатов или они вылились в какую-то конкретную договоренность с электроснабжающей организацией?
— Устная договоренность по этому поводу с руководителем «Томскэнергосбыта» Андреем Буздалкиным есть, взаимопонимание налажено. Мы решили, что в январе к этому вопросу вернемся, все еще раз просчитаем. Если ситуация не изменится, это может привести к тому, что сбор начислений за электроэнергию перейдет в полномочия управляющих компаний. В любом случае я гарантирую, что мы этот вопрос решим.
— Второй очень актуальный для нашего города вопрос, который обсуждался на том же заседании комитета, касается организации платных парковок. Как скоро автовладельцев ожидают предлагаемые перемены?
— Вопрос непростой, в том числе с законодательной точки зрения. Надо сделать так, чтобы парковки были и платные, и бесплатные. Мы на примере Москвы видим, что там организована целая система, и ведется соответствующая планомерная работа в этом направлении. За один день, конечно, ничего не решится — по словам начальника департамента городского хозяйства Александра Живоглядова, это произойдет не раньше июля, а то и конца следующего года.
— Платные парковки — это еще один способ пополнить доходы казны, так?
— Конечно, эти изменения принесут поступления в доходную часть бюджета. Но самое главное здесь не доходы — не так уж они велики. Главное — «Спецавтохозяйству» и подрядчикам нужно убирать улицы, а они загромождены. Мы видим, что многие общественные объекты, да и служебные здания построены там, где нет парковок. Обратных примеров мало — на углу Ленина и переулка 1905 года, где будет новый торговый центр, инвестор намерен построить подземную парковку. Это также может быть решением проблемы. Ну а там, где это сделать невозможно, выходом будут именно платные парковки. Стоить они будут примерно 60-80 рублей в час.
— В качестве примера можно привести Китайскую народную республику или Лондон. Где вы там увидите парковки на улицах? Нет их, никто там машины не ставит. Автомобилисты оставляют свой личный транспорт в стороне от оживленной части города, а потом на общественном транспорте заезжают в центр. А если паркуются в центре, то платят большие деньги. Конечно, у нас будет много «пней» и «ям» в процессе реализации этой задумки. Тем не менее, я думаю, эту проблему, какой бы тяжелой она ни была, мы, депутаты, совместно с горадминистрацией и новым мэром «разрулим» и наведем порядок.
— Еще одна часть городского хозяйства — коммунальные сети. Как наши предприятия ЖКХ подготовились к зиме?
— А «Томскводоканал», «Горсети»? Насколько вероятны аварии на этих сетях с наступлением холодов?
— Оба указанных предприятия также готовы к зиме. Вот многие критикуют, что водоканал передали французам. А я вам скажу — количество порывов на сетях с тех пор стало на порядок меньше. Это показывает статистика. Или недавно в одном СМИ прочитал — дескать, мы передали водозабор «Горсетям» и таким образом поставили жителей в зависимость от частной компании. Да в какую зависимость? «Горсети» произвели полную модернизацию электрических сетей водозабора.
— Еще один важный вопрос, который наделал немало шума, особенно среди жителей конца Иркутского тракта, — проект строительства там станции мусороперегрузки. В следующем году что планируется сделать в этом направлении?
— Сама станция была запроектирована лет 20 назад, когда в том микрорайоне еще не было столько жилых домов. Сейчас рядом с ними она уже не будет «привлекательной». Поэтому рассматривается вопрос о переносе ее на старый полигон ТБО в Новомихайловке, после тщательной экспертизы. Уверен, что будет соблюден баланс интересов жителей и потребностей городского хозяйства. Мы провели выездное заседание на предполагаемое место строительства станции в этом году, обязательно вернемся к рассмотрению вопроса в первом квартале 2014 года.
— А что будет с теми пешеходными переходами, которые подрядчик — томский филиал «Сибмоста» построил, но город их до сих пор не принял? Они находятся в удручающем состоянии — там горы мусора, света нет…
— Одна из причин того, почему задерживается сдача этих объектов, — не вовремя были подготовлены документы. Сейчас данный вопрос решается. Что касается содержания этих объектов, сначала, как вы помните, мы надеялись, что туда придут предприниматели со цветочными и прочими киосками. Но мы же не Москва — частники туда не пришли. Если они так и не появятся, мэрии придется взять содержание этих переходов на себя, иначе кто это сделает?
— И наконец, что касается жилищного строительства — как, по-вашему, город должен развиваться вширь или уже пора, как во всех цивилизованных странах, сносить «трущобы» и строить новые дома на их месте? Это касается и Степановки, и Черемошников.
— Микрорайон Степановка активно застраивается. Можно и нужно выделять строительные площадки в районе Черемошников. Для того, чтобы сделать его привлекательным, власти должны позаботиться о развитии инженерных сетей в этом микрорайоне. Сейчас там нет инфраструктуры, потому строители туда и не идут. И опять мы возвращаемся к вопросу наполнения городского бюджета. Для того, чтобы город вкладывал средства в перспективные проекты, эти средства нужно иметь.