23 ноября, суббота
-10°$ 102,58
Прочтений: 55315

Алексей Шпомер: «Нам нужно перестать быть стадом»

Фото: Дмитрий Кандинский

Как решать общественные проблемы? Кто-то делает это с помощью акций протеста, кто-то пишет открытые письма, оставляет подписи под разного рода призывами и петициями. А кто-то начинает организовывать эту самую общественную «движуху» своими силами, ежедневно лавируя между семьей, работой и гражданским долгом. К таким людям себя относит и координатор томского отделения «Профсоюза граждан России» Алексей Шпомер. Он и его соратники обеспокоены проблемами нашего города, но не меньше внимания они уделяют проблемам России в целом. Как их решать? По мнению Алексея, нужно начинать с общества, воспитывая в людях активную гражданскую позицию.

— Алексей, давайте скажем несколько слов об организации «Профсоюз граждан России». Чем он занимается и кто его лидер?

— Профсоюз — это добровольное общероссийское общественное объединение, зародившееся среди поклонников писателя-публициста Николая Старикова. Напомню, Стариков в своих книгах настаивает на укреплении российской государственности, разоблачая силы, действующие в интересах транснациональных корпораций. Именно из-за последних в России на сегодняшний день такие проблемы.

— Какие, например?

— Прежде всего, я говорю о вступлении нашей страны в ВТО. Мы с самого начала были против этой идеи — еще в 2011 году провели серию пикетов в разных городах страны, в том числе в Томске. Здесь мы организовали круглый стол, пытаясь привлечь внимание общественности к этому вопросу, а затем я вышел на одиночный пикет к «белому» дому. Но выхлоп от этих действий, увы, был нулевой. А между тем мы вступили в ВТО на кабальных для России условиях.

— А конкретнее?

— Пока в полной мере мы не ощутили негативных последствий от этого, но ощутим обязательно. Просто вспомните: на старте нам обещали молочные реки и кисельные берега — вы их видите? Разве снизились цены на какие-то товары? Разве лучше стало на производстве? Наоборот!
Производства в России начинают «зажимать», ставя перед нами требования по их организации ровно такие же, как в других странах. А у нас ведь совершенно иные условия: погодные, общественные, трудовые. Мы не можем поставить рабочие столы фактически на улице, как делается, например, в Китае, чтобы наши работники собирали на них айфоны.

Нас выровняли в условиях с западными производителями, и уже видны первые негативные последствия. Например, «Сибирская аграрная группа» закрывает свои филиалы. Можно для большей убедительности почитать мое интервью с главой компании Андреем Тютюшевым у меня в блоге.

— И винить в этом, как я понимаю, нужно транснациональные корпорации, а не собственное правительство?

— Именно они пролоббировали идею вступления нашей страны в ВТО, ведь их ключевая цель — «задавить» российское производство. Уже сейчас они получают прибыль с нашего рынка. К чему это приведет в дальнейшем? К продовольственному коллапсу, утрате экономического суверенитета, и как следствие — к возможности распада страны на республики, автономные образования. Самое страшное, что не все люди понимают это, а освещать в СМИ должным образом не выходит даже наши протестные акции.

— Вы говорите про транснациональные корпорации. Назовите парочку примеров?

— Компания «Боинг». Когда-то мы не уступали в этой сфере, были на равных, а теперь... Где наше авиастроение? Но главное, что потенциальные инвесторы не придут к нам обустраивать производство на местах, так как с вступлением в ВТО мы потеряли конкурентные преимущества, которые были у нас раньше.

Другой пример, более близкий к Томску, — корпорация «Хайнекен». Что будет, если зарубежные производители задавят «Томское пиво», и оно станет банкротом? Что будет с томским бюджетом?

— Говоря о некоем мировом заговоре, не действуете ли вы по старинке, виня в наших бедах всех вокруг, кроме самих себя?

— Речь идет не о заговоре, а об управлении мировыми процессами, — это геополитика, и в ней имеет место быть конкурентная борьба наций. Вот пример: США вошли в Афганистан, и сразу же выросло производство наркотиков. Вследствие этого выросла смертность от наркотиков и в России. Выводы очевидны.

— И все же хочется понять, каких результатов вам и вашей организации удалось добиться за два с лишним года?

— Наиболее показательный случай — строительство микрорайона на левом берегу Томи, которое мы пытались остановить. Вкратце напомню причины, по которым мы это делали: данная застройка является прямым следствием неправильной градостроительной парадигмы, выбранной капиталистами. Ведь задача капитализма — получить максимальную прибыль. На примере строительства это означает возвести на минимальной площади здание с максимальным количеством квартир на продажу. При этом желательно воткнуть дом в самом дорогом месте — в центре города или, как в нашем случае, на левом берегу Томи, до которого строителей ранее так «близко» не подпускали.

Между тем, проект застройки левобережья был просто абсурдным: в нем вообще не было учтено, что на этой территории расположен водозабор, что необходимой транспортной развязки рядом нет. Итогами этого проекта стали бы грязная вода из-под крана и транспортный коллапс. Нам повезло, что на эту проблему не без наших усилий обратил внимание губернатор, и строительство приостановили. Но произошло это лишь после того, как общественность сплотилась, независимо от идеологического спектра, — всем миром мы смогли пробить эту стену молчания.

Не так давно мы хорошо сработали в части закона о ювенальной юстиции. Нам удалось добиться того, чтобы документ отправили на доработку, ведь на том этапе он был фашистским для россиян, на его создание, несомненно, оказали влияние западные ценности. Нам же нужно оставаться в рамках ценностей христианских.

— Серьезную тему вы задели. Не могу не спросить, о каких ценностях — наших и ненаших — идет речь? В чем вы видите принципиальные различия между нами и Западом?

— Девиз «Профсоюза граждан России» — «Для нас Россия больше мира!» Поэтому мы базируемся на многовековых ценностях уникальной русской цивилизации. Конечно, в силу этого ключевой стержень здесь — православие и твердая русская государственность. Запад отказался от традиционных христианских ценностей и отправился в свободный от нравственности полет. Уверен, что он будет недолог.

— Ранее вы требовали строительства в Томске велосипедных дорожек, делали какие-то «Карты трезвости»... Что сегодня с этими проектами? Дорожек в городе не прибавилось, трезвости вроде как тоже.

— В этом плане наши приоритеты не изменились. Уже два года мы выступаем с инициативой сделать в областном центре велодорожки. Руководство города оправдывается погодными условиями, но в Москве же Собянин сделал велодорожки. Что мешает нам?

Наша деятельность, наша активность, постоянные сигналы наверх о формировании зон трезвости не прошла бесследно. Городские депутаты попытались их внедрить, правда, над этой попыткой дружно посмеялся весь Томск. Но ничего, лиха беда начало. Главное — вступить на этот непростой путь. Годы борьбы за трезвость принесли понимание — в этом вопросе нельзя рубить с плеча. Сознание людей должно измениться постепенно. Шаг за шагом. Но дорогу осилит идущий!

— Каков, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?

— Нам нужна новая парадигма развития города — ландшафтно-усадебного типа. Нужно строить новые кольцевые дорогие хорошего качества. Ранее звучала идея строительства скоростного трамвая, ее реализация тоже частично помогла бы решить проблему транспортного коллапса. По такому пути развития идут сегодня все западные города, но в Томске пока нет сторонников такой парадигмы развития. Правда, новый губернатор начал расширять город на северо-восток — это радует.

— Но ведь все эти вещи, включая строительство трамвая, требуют колоссальных вложений. Где деньги брать будем?

— Я открою вам секрет: все банки имеют возможность кредитовать в минус, эта услуга называется «ставка перекрестного субсидирования». Объясню: в Томск приходят инвесторы, а им для кредитов нужно предлагать повышенную кредитную ставку, часть которой как раз пойдет на реализацию определенного проекта, в том числе на строительство трамвая. На Западе эту схему применяют повсеместно, а в Томске ее никто не использует. Почему? Как обычно — потому что это кому-то выгодно.

Все механизмы решения трудностей есть у нас самих, а не вовне. Мы можем начать нормально строить, ездить, кредитовать, но нам нужна помощь государства. Именно поэтому мы должны всем миром обратить внимание на эту проблему, а не жить сегодняшним днем. Мы должны учиться слушать друг друга и сплотиться, чтобы добиться результатов.

— Так все же, к кому больше вопросов — к людям или к государству? Я уже запуталась.

— Люди есть, но человеков немного, а со стада какой спрос? Оно и голосовать-то не ходит. Поэтому спрос с государевых людей должен быть, у которых почему-то превалируют частные интересы. Надо выявить таких людей и вывести их из тени.

— Вы уже не первый год работаете в части формирования общественного мнения. Есть результаты?

— Если на первый пикет я выходил один, теперь вместе со мной приходят порядка 100-200 человек. По-моему, это уже результат.

— Не самый значительный, скажем честно... Возможно, причина в том, что обществу неинтересны ваши идеи? Или люди видят будущее места и страны, в которой они живут, как-то иначе?

— Согласен! Нам трудно конкурировать с аудиторией футбольных матчей. Толпе не интересно будущее, пока есть зрелища и хлеб. Ну а когда их поведут в газовую камеру, то будет поздно. Поэтому нам, активной томской общественности, надо сплотится вне зависимости от идеологических убеждений и вместе готовиться к грядущим вызовам — террористической угрозе, транспортному коллапсу и погодным аномалиям. Только вместе мы сможем им противостоять!

На правах рекламы