3 августа, воскресенье
+11°$ 80,33
Прочтений: 11787

Василий Музалев: «Левобережье — второй шанс для Томска»

Фото: Мария Аникина

С каждым годом левый берег становится все «ближе». Прошла проверку прочности модель третьего моста, а открыть движение по левобережной дороге могут уже в 2014 году. Это значит, что не за горами и строительство первых объектов на левом берегу. Существует даже проект планировки этой новой для города территории. Согласно ему, левобережье должно быть поделено на несколько зон: административную (с офисами, бизнес-центрами, выставочными залами), научную (новые корпуса вузов, лаборатории, студенческий кампус), зону для объектов здравоохранения (поликлиники, профилактории), зону жилой застройки (малоэтажные частные дома и коттеджные поселки) и зеленые зоны, полностью освобожденные от любых видов зданий — их должно быть больше половины от всей территории левого берега.

Правда, пока это лишь рекомендации по освоению новой территории. Какой на самом деле станет левобережная часть Томска, сказать наверняка пока не может никто. Почему левобережье должно быть именно зоной отдыха, а не новым жилым микрорайоном? Чего не хватает томичам на правом берегу? И что нужно, чтобы грамотно распорядиться этой территорией? Об этом мы побеседовали с Василием Музалевым, директором томского филиала ОАО «Сибмост». Именно эта строительная организация будет возводить третий мост через Томь, а ее руководитель — один из тех, кто не понаслышке знает, как меняется жизнь городов после освоения новых земель.

— Василий Николаевич, действительно ли Томск больше не может «оставаться» на правом берегу?

— Мы не можем остановить развитие и движение города. И не должны этого делать. Томск застроен и заселен настолько плотно, что расширять дороги для борьбы с пробками в большинстве случаев просто некуда, а полноценные зоны отдыха могут появиться только в новых отдаленных районах, где еще есть свободные территории. Сейчас в нашем городе нет таких мест, куда жители могли бы приехать семьей на день или на выходные, чтобы побыть на природе, поплавать на лодке, покататься на велосипеде или роликах. К тому же у нас живет очень много молодежи: каждый пятый — студент. В России и в мире практически нет городов, которые стоят только на одном берегу, если у них есть возможность шагнуть на противоположный. Левобережье позволит нам восполнить все то, чего пока не хватает томичам для полноценной жизни.

— По проекту планировки, который разработал Санкт-Петербургский институт «ЭНКО», левобережье должно стать преимущественно рекреационной зоной. Согласны ли вы с такой концепцией?

— Территория левобережья уже много лет используется томичами как зона отдыха, правда, отдыха преимущественно неорганизованного. А это — отсутствие необходимого комфорта, обслуживания и зачастую — вред экологии в виде мусора и опасности возникновения пожаров. Там проводят мотокроссы и как могут обустраивают площадки для картинга. Как только сходит снег, почти вся прибрежная зона заставлена машинами: кто-то устанавливает палатки и разводит костры, а кто-то приезжает просто отдохнуть, побыть на природе, посмотреть на воду. Левый берег с его великолепным ландшафтом сам располагает ко всему этому. Нужно просто обустроить его и сделать доступным.

— Что должно быть на левом берегу, в чем мы сегодня нуждаемся?

— Несомненно, на левом берегу должны развиваться жилая застройка, возводиться объекты социальной сферы — магазины, поликлиники, профилактории, офисы и административные здания. Но все они должны быть преимущественно малоэтажными. Чтобы «деловая» часть левобережья не давила на рекреационную и ни в коем случае не преобладала над ней.

Учитывая, что на левобережье есть небольшие речушки, протоки, озера, можно организовать лодочную станцию, парки и скверы, пикниковую зону. Вдоль берега находятся садоводческие товарищества. Их было бы лучше перенести на другие территории, а здесь построить полноценный пляж. Мы сегодня экспортируем из Томской области столько хорошего песка, что можем отсыпать им собственную прибрежную зону. А с людьми всегда можно договориться и выкупить эту землю. Ведь когда мы строили пушкинскую развязку, нам удалось переселить жильцов не одного дома.

Существует идея строительства на левом берегу стадиона. Но это должно быть не просто футбольное поле с трибунами, а многофункциональный комплекс с катком и площадками для других видов спорта, а также с вместительной и удобной парковкой. Для студентов в районе старого коммунального моста хорошо было бы построить большой университетский комплекс — студенческий городок со всей необходимой инфраструктурой: лаборатории, учебные корпуса, общежития, спортивные центры, кафе.

Сегодня эта территория уже является доступной. А после появления третьего моста попасть в любую точку левобережной части Томска можно будет за 15-20 минут.

— Получается, что рекреационная зона будет функционировать только в летний период?

Ее можно использовать не только летом, но и зимой. Например, построить там лыжную базу. В свое время в Ханты-Мансийске построили базу для биатлонистов. Тоже, казалось бы, не самая подходящая территория — тайга да болота. А этот комплекс, тем не менее, сегодня считается одним из лучших в России.

Причем, нужно рассматривать не только ту территорию, проект планировки которой уже существует, но и дальше — в сторону второго моста через Томь. Еще в середине 90-х, во время его строительства, мы предлагали законсервировать территорию в пойме между Томью и речкой Бурундук именно под естественный природный парк. Сюда в ближайшие три-пять лет планируют перенести северский зоопарк. Я считаю, что здесь для него — самое место, и этот переезд станет первым шагом к освоению территории возле северного моста. Затопляемость этой местности в период паводка невелика — уровень воды не превышает отметку в один метр. Но даже эта проблема легко решается отсыпкой прибрежной части.

— Но ведь окрестные территории не входят в уже разработанный проект планировки. Часть из них вовсе не принадлежит городу. Как быть в таком случае?

— Левобережье надо рассматривать шире. Даже если какие-то участки будут находиться вне границ города и принадлежать Томскому району, то всегда можно договориться. Ведь это выгодно всем: и городу, и самим близлежащим районам области. Тем более, если мы говорим об агломерации. У всех нас появится уникальная зона отдыха, которая даст возможность хорошо провести выходные или отпуск, не покидая пределов Томской области.

— Часть территории отведена под жилое строительство. Кто поедет жить на левый берег?

— Думаю, это средний класс — люди около 30 лет, молодые семьи с детьми. Сюда поедет также и научная среда. Не исключено, что и старшее поколение. Я сам с удовольствием переехал бы на левый берег.

Жить «на земле» становится все привлекательнее. Неслучайно в настоящее время строятся микрорайоны с малоэтажной застройкой даже в черте города. Люди тяготеют к этому, это мировая практика. В Европе многоэтажными являются только деловые центры городов. А жить люди едут за город. Это другой подход, другие ощущения. Когда человек загнан в «клетки» многоэтажек, ему не удается отдохнуть даже у себя дома. В своей квартире он лишь ночует, чтобы на утро вновь отправиться на работу. Мы движемся к этой жесткой урбанизации, а от этого надо уходить. Тем более что территории нам позволяют.

— Поскольку проект планировки левобережья носит лишь рекомендательный характер, есть опасность, что оно начнет застраиваться хаотично. Что нужно сделать, чтобы не «потерять» эту территорию?

— Во-первых, в соответствии с уже существующим проектом планировки нужно разработать подробный план каждой из выделенных зон и запретить локальное строительство, которое им не предусмотрено. Во-вторых, обеспечить каждую зону инфраструктурой: это, в первую очередь, дороги, а затем электричество, вода, газ, тепло. Без инфраструктуры нельзя начинать никакое другое строительство.

Кроме того, у левобережья должен быть один заказчик и один генеральный подрядчик, которые будут координировать ход всего строительства. Это позволит четко контролировать освоение территории и избежать точечной застройки — того, на чем мы обожглись на правом берегу.

— Экологи опасаются, что такое активное освоение левого берега нанесет непоправимый вред экологии как этой местности, так и всего города в целом. Неужели это неизбежно?

— Я был поражен, когда несколько лет назад посетил Малайзию. На побережье есть прекрасный пляж: чистый песок, прозрачная вода. А неподалеку от него стоит огороженное забором предприятие, к которому подходят грузовые суда. Оказалось, что это цементный завод. Можете представить себе промышленное производство, которое не портит ни экологию, ни ландшафт? И вспомните подобное предприятие где-нибудь в России: крыши всех близлежащих домов, как правило, припорошены пылью.

На левом берегу Томи не будет промышленного производства. Тем не менее, любой объект, который будет здесь построен, должен быть оснащен очистными сооружениями. Территория еще не застроена, а значит, мы без труда можем эти сооружения проектировать. А современные технологии позволят сделать это место экологически чистым, как бы интенсивно оно не использовалось.

— На левом берегу сейчас нет ни электричества, ни тепла, ни воды. Из-за этого потенциальные застройщики пока смотрят на левый берег без энтузиазма. Кто должен построить всю инженерную инфраструктуру?

— Действительно, застройщики по-настоящему заинтересуются левым берегом только после того, как здесь появятся все неообходимые коммуникации. Подготовить эту территорию к дальнейшему развитию должен не кто-то один, а все вместе: город, область и федерация. Но прежде чем обращаться проектом развития левобережья для получения федерального финансирования, мы должны сами четко представлять, чего мы хотим от этой территории. Иметь не просто четкий и обоснованный план, а комплексный проект.

— Освоение левого берега будет происходить практически с нуля. Сегодня там нет ничего, кроме дороги. А планы по развитию территории — грандиозные. Они действительно могут воплотиться в жизнь?

— Почему нет? Сегодня у нас для этого есть практически все: уникальная территория, транспортная доступность и план дальнейшего развития. Чтобы все это реализовать, нужно еще твердая политическая воля: не только разработать проект, но и довести его до конца.

Наша беда в том, что у нас не хватает своевременных проектов. Часто происходит так, что проекты не дорабатываются, не проходят экспертизу и «ложатся под сукно». А по прошествии времени, когда к ним обращаются вновь, они оказываются несоответствующими новой действительности, требованиям нового времени. И приходится делать все сначала, а значит — тратить лишние деньги и время.

Самая сложная задача в освоении левого берега — это переломить сегодняшнее понимание и некоторых политиков, и жителей города. Часто приходится слышать, что те средства, которые направляются на строительство левобережной дороги и моста, было бы лучше направить на строительство новых детских садов и выплату пенсий. Но немногие понимают, что эта новая территория, если осваивать ее в комплексе, продуманно, сможет «притягивать» в город и область новые деньги, привлечет и федеральные средства, и частных инвесторов.

— Как правый берег отреагирует на развитие левого, что изменится на правом берегу?

— Во-первых, снимется напряжение. Транспортное — частично разгрузятся магистральные улицы, например, проспект Ленина. Чтобы попасть в Тимирязево, на юг или север области, даже в соседние регионы, не придется ехать через весь город. Инфраструктурное — в городе станет просторнее. Например, сегодня вокруг стадиона труд невозможно припарковаться, он находится в слишком зажатых условиях, приходится перекрывать улицы во время проведения матчей. Социальное — часть людей переместится на противоположный берег, нам будет где отдохнуть в выходные и для этого не придется далеко ехать.

Во-вторых, начнется активное привлечение денег в бюджет, потому что новая территория станет привлекательной и для местного, и для федерального бизнеса в сфере развлечений, отдыха и питания. Эти средства, в свою очередь, можно будет перенаправить на развитие правого берега: решать проблемы с транспортными развязками, обновлять коммуникации, ливневую канализацию. Город получит второе дыхание.


Комментарии

«Бесконечно развиваться на восток Томск не может — это стало понятно еще 40 лет назад»

Владимир Коренев, начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Томска:

— Расширять городскую территорию только в одном направлении, вдоль берега — нерационально. Например, если бы Томск продолжил осваивать земли за Иркутским трактом или аэропортом, поездка из новых микрорайонов до центра была бы равносильна поездке в соседний город. Чтобы бесконечно не увеличивать протяженность улиц, перебрасываются мосты на противоположный берег. Вся история градостроительства показывает, что региональные центры, расположенные на реке, как правило, осваивают оба берега. Еще в начале 70-х Союз архитекторов СССР и Госстрой РСФСР объявили всесоюзный конкурс на разработку проекта перспективного развития Томска. В нем приняло участие семь проектов. Самое интересное, что в каждом из них говорилось об освоении противоположного берега. Но, к сожалению, эти проекты были черезчур урбанистичны — в духе тех лет, в стиле функционализма: прямолинейные улицы, плотная застройка многоквартирными домами. Потребовалось время, чтобы найти оптимальный вариант: рационально использовать эту территорию и при этом не навредить экологии.

«Левый берег должен принципиально отличаться от правого»

Сергей Градировский, специалист по развитию городской среды, председатель Общественного совета Минздравсоцразвития России:

— Правый берег — высокий, на нем гордо возносятся здания университетов и торговых центров. Интерес к нему никогда не пропадет — ни со стороны власти, ни со стороны бизнеса. Здесь еще вырастут новые здания, новые архитектурные шедевры. Левый берег, напротив, — низкий, прижатый к воде. Он создан для другого: это легкие Томска, и важно не лишить город их. Поэтому на левом берегу никакого высотного строительства быть не может. Это пространство для спорта, активного отдыха, созерцания, коттеджного проживания. Пространство с приставкой «эко». Его нужно всячески беречь и лелеять. Сохранить левобережье экологически чистой территорией — вовсе не утопия. Достаточно правильно зафиксировать статус и функциональное назначение этих земель.

«Нужно обезопасить левый берег от точечной застройки»

Алексей Сергеев, директор производственно-строительной фирмы «Континентъ», Томск:

— Левый берег — это существенная территория для города. Она является самой перспективной с точки зрения доступности и экологической чистоты. Там, наверное, должно быть все: жилые микрорайоны, деловой центр, административная зона, малоэтажная застройка, парки и общественные учреждения. Пока проект планировки левого берега не является документом, а носит лишь рекомендательный характер. Утвердить схему территориального зонирования нужно как можно скорее, чтобы земля не оказалась раскупленной компаниями-застройщиками и частными лицами, которые будут строить на ней независимо друг от друга и от общей концепции развития левобережья.

«Новые мосты дают возможность развиваться не только противоположному, но и уже освоенному берегу»

Владимир Ступаков, директор проектного комплекса «Гипропроект» ОАО «ИркутскГипродорНИИ».

— На левом берегу Ангары находятся центр города, аэропорт и автовокзал. На правом — железнодорожный вокзал, основная часть жилых микрорайонов и промышленные районы. Вплоть до 1999 года, по сути, единственной связью между ними, не считая плотины Иркутской ГЭС, был «горбатый» мост, построенный еще в 30-х годах. На него приходился основной транспортный поток. Крутой спуск и подъем на него, а также проложенные по мосту трамвайные пути являлись причиной многочисленных аварий. А выход моста непосредственно в центр города — причиной постоянных пробок. Ситуацию не спасало изменение схемы движения в районе старого моста.Новый мост, с одной стороны, связал между собой несколько крупных спальных микрорайонов правого берега с центром города. С другой — дал возможность развивать жилищное строительство: активно стали застраиваться уже существующие микрорайоны и появляться новые. Но построить мост — это полдела. Чтобы обеспечить доступность районов на разных берегах, необходимо строить вокруг моста крупные магистрали и современные развязки. Возведение третьего моста через Ангару началось 13 лет назад. В настоящее время близятся к завершению работы по строительству подходов к мосту и развязок на левом берегу. Следующий этап — это уже те самые транспортные схемы и магистрали, которые позволят городу развиваться дальше.


Размещение материала оплачено агентством гуманитарных проектов «Гипертекст»