23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 18220

Игорь Тимченко: «Правила не уважают ни водители, ни инспекторы»

Фото: Анна Александрова

Есть ли на свете водители, которые никогда не сталкивались на дороге с сотрудниками ДПС? Маловероятно. Кого-то останавливают для проверки документов, кого-то — за нарушение. И далеко не всегда оно было совершено на самом деле, но доказать это получается редко. Результат — либо штраф, либо лишение водительских прав. Как обезопасить себя от произвола на дорогах и обеспечить безопасность движения — об этом порталу рассказал Игорь Тимченко, представитель томского отделения Федерации автовладельцев России.

— Игорь Викторович, есть ли на наших дорогах «коварные» места, где инспекторы ДПС ловят водителей на нарушениях?

— Таких мест предостаточно, но дело еще и в самих автомобилистах. Почти все они уверены, что отлично знают Правила дорожного движения, но это не так, чем зачастую успешно пользуются сотрудники ГИБДД. Но они просто вынуждены так поступать, потому что система оценки эффективности работы Госавтоинспекции поставлена с ног на голову. Почему-то считается: раз инспекторы не выявляют правонарушителей, значит, плохо работают. Хотя они могут просто заниматься грамотной профилактикой безопасности дорожного движения. То есть сотрудники ГИБДД получают от руководства установки, сколько за день нужно поймать нарушителей из числа пешеходов и водителей, и выполняют их.

Например, большинство водителей неправильно проезжают перекрестки со светофорами, а потом удивляются, когда им предъявляют нарушение «стоимостью» 700 рублей. Также в Томске много перекрестков, где светофорами регулируются лишь пешеходные переходы — так называемые Т-образные перекрестки. При этом водители, выворачивающие на такой пешеходный переход с соседней улицы, наивно полагают, что достаточно пропустить пешеходов и можно ехать, хотя для идущих людей горит зеленый сигнал. Водители выезжают, видят, что пешеходов нет, и двигаются дальше на красный свет, что является нарушением.

— Но здесь действительно есть вина водителей. А бывает, что нарушение вызвано недочетами в работе ГИБДД, например, неправильным расположением знаков?

— Бывает. Так, на повороте с проспекта Ленина на улицу Герцена установлен знак «Движение запрещено». Он заслонен рекламным щитом. И если человек не является местным жителем, он может не заметить знак, предписывающий движение прямо, а на повороте не увидеть «кирпич».

Или взять односторонний спуск от перекрестка на Свечном с поворотом к улице Мостовой. Там на подъезде со стороны Северска сначала стоит знак «Ограничение скорости до 40 километров в час», далее перекресток, а мы знаем, что после перекрестка действие знака отменяется. Мы разгоняемся до 60 километров в час, и тут появляется знак «Движение со скоростью не более 30 километров в час». А представьте, что на дворе непогода, подморозило или слякоть. Вы жмете на тормоз, вас заносит, и машина плавно летит в кювет. Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения» в обязанность ГИБДД входит надзор за соблюдением организации дорожного движения в соответствии с ГОСТами. Расположение знаков, о котором мы говорили, не соответствует нормативам, и я лично указывал на это инспекторам, но без толку.

— Что, по-вашему, должно произойти, чтобы ситуация изменилась?

— У людей должно быть уважение к знакам и разметке. Но когда они видят, что организация дорожного движения оставляет желать лучшего, уважение теряется. Зайдите на официальный сайт областного управления ГИБДД и посмотрите, за какие правонарушения наказывают водителей. Вы увидите, что в день за тонировку наказаны примерно 10-15 человек. А затем выйдите на улицу и посчитайте количество проезжающих мимо вас в течение 15 минут машин с неправильной тонировкой. Их в разы больше. В том числе я часто вижу двух судей — федерального и мирового, которые ездят на машинах с передними боковыми стеклами, тонированными не по ГОСТу, и это видно «на глаз».

Из-за отсутствия неотвратимости наказания нет уважения к закону. С обеих сторон у нас наплевательское отношение к Правилам дорожного движения. Отсюда столько ДТП на дорогах — зачастую глупых, каких не бывает, например, в европейских странах.

— Какие еще места опасны для водителей с точки зрения неправильного расположения знаков или разметки?

— Их очень много. Одно из хитрых мест, где многие водители лишились прав — площадь Батенькова, возле Ленинского районного суда. Когда односторонняя дорога на Крылова заканчивается, автомобилист поворачивает налево, на Гагарина, и видит широкую дорогу, большая часть которой справа занята движущимся транспортом. Тем самым создается ощущение продолжения одностороннего движения. Только потом, выруливая на левую полосу, вы видите перевернутую букву «А» на асфальте, но значение даже этой разметки — не запретительное.

Сама по себе езда по встречной полосе движения ПДД не запрещена. За выезд на нее водитель наказывается при нарушении установленных правилами запретов, которые обозначены знаками, разметкой или условиями недостаточной видимости. На участке Крылова — Гагарина далеко справа расположен знак, информирующий о движении по полосам. И поэтому, проезжая по крайней левой полосе, предназначенной для встречного движения маршруток, вы вроде и совершаете правонарушение, но этот знак, по сути, не видите. А по ГОСТу на дорогах, где есть выделенная слева автобусная полоса, при наличии трех, четырех и более полос движения дублирующий знак обязан быть с противоположной левой стороны дороги или сверху над полосами. Но такого знака там нет, а сотрудники ДПС продолжают останавливать водителей и лишать их водительских прав за выезд на «встречку», предназначенную для маршруток. Выходит, что водителя просто вводят в заблуждение.

— Будь там такой знак, правонарушений стало бы меньше?

— По крайней мере, автомобилист знал бы, на какую полосу он выезжает, и сам решал — нарушать или нет. Более того, ГИБДД должна не просто установить там знак и обеспечить безопасность движения, но и информировать население об организации движения на сложных участках более активно: заниматься социальной и разъяснительной работой, вешать информационные щиты. Отсутствие такой деятельности тем более непонятно, что регулярно в ПДД вносятся поправки, и добрая часть водителей не отслеживают их. А законодательная власть не считает нужным доносить до людей эту информацию и разъяснять ее как водителям, так и пешеходам.

Еще одно нарушение, которое у нас часто встречается — парковка автомобилей на местах для инвалидов. Последнее изменение к КоАП гласит, что за это полагается штраф от трех до пяти тысяч рублей и еще больший штраф — для руководителей учреждений, у которых такие стояночные места не оборудованы. Однако томские сотрудники ГИБДД пока не отслеживают такие нарушения и не штрафуют водителей. Можно подумать, что я противник ГИБДД, но это не так. Я просто хочу, чтобы они работали для нас и нашей безопасности и обеспечивали ее.

— Со «встречкой» и знаками понятно. А как быть с вождением в нетрезвом виде, за которое водителей иногда наказывают совершенно несправедливо? Тут есть противоречия?

— Что касается нетрезвых водителей, я считаю, в законе есть недоработка. То, что у нас не допускается содержание в крови даже минимальных промилле — неправильно, ведь процесс выделения спирта в организме происходит и приброжении пищи. Подчас 0,1 промилле алкотестер покажет и у совершенно трезвого человека. Сегодня по статистике число пьяных людей за рулем уменьшается, но лишь потому, что резко увеличилось количество тех, кто отказывается от медицинского освидетельствования.

Каким же образом чаще ловят таких водителей? А вот каким. Сотрудники ДПС на выбранном посту останавливают абсолютно всех — что, на мой взгляд, противоправно — и проверяют документы. Далее они могут «найти» у водителя признаки опьянения, хотя человек объективно трезв. Следующий шаг — составление протоколов. Их по закону должно быть три-четыре, но два из них нужно составлять в присутствии понятых, которых часто нет или их участие абсолютно формально. При этом «нарушитель» расписывается «где галочки» во всех протоколах. Копии тех, где должны быть указаны понятые, ему на руки не выдают, а потом вписывают кого-либо для видимости закона.

— А почему люди расписываются в недобросовестно составленных протоколах?

— Наши граждане чересчур доверяют сотрудникам ГИБДД при составлении протоколов. Нужно научиться читать любые документы и понимать их прежде, чем своей подписью подтверждать согласие с написанным. Всегда есть возможность написать в протоколе рядом с подписью «Не согласен», «Не разъяснено» и так далее. Отказываться от подписи в протоколах так же глупо, как прятать голову в песок.

— Ни для кого не секрет, что особо «сердобольные» сотрудники ДПС иногда предлагают решить вопрос на месте. Так ли это?

— Все, что я знаю о таких вещах, рассказано мне с чьих-то слов. Лично мне не предлагают решить вопрос за деньги. Но, по словам моих знакомых, такие прецеденты действительно имеют место быть. К примеру, одному моему приятелю, остановленному в нетрезвом виде, инспектор прямым текстом заявил, что цена решения вопроса — 45 тысяч рублей. Вообще, в таких ситуациях инспектор ДПС спрашивает: «Есть ли у вас знакомые в ГИБДД, кому можно позвонить?» Это верный признак того, что он хочет получить деньги, и просит кого-то замолвить за вас словечко, но в этом деле он опытен и потому предельно осторожен. Но ГИБДД сильно коррумпировано. Я считаю, что даже фраза «Есть, кому позвонить?» по отношению к сотруднику ведомства должна быть наказуема, если это действительно будет доказано.

— А сколько «по слухам» берут инспекторы в Томске?

— Одна девушка, которая была остановлена с легким запахом шампанского, рассказывала: на вопрос, можно ли как-то договориться, инспектор ответил: посчитай, сколько пальцев на руках. То есть цена вопроса составила десять тысяч рублей. Все очень просто. Иногда сотрудники ДПС предлагают водителям завезти деньги в течении смены, или «отблагодарить» попозже, но через посредника, который за нарушителя поручится.

Бывают совсем абсурдные истории. Так, человек в своем доме в деревне праздновал с родней какое-то событие. Выпили, зажарили шашлык. Во дворе стояла «Волга». Тут в гости зашел родственник, трезвый, и попросил машину — съездить до дома за семьей. Как в деревне решаются такие вопросы? Бери ключи и езжай! Товарищ садится за руль — без документов, потому что ехать ему в конец этой же улицы, и тут его останавливает патруль ДПС. Поскольку никаких документов у мужчины с собой нет, инспекторы просят их привезти. В итоге к «Волге» подходит ее нетрезвый хозяин, и, не чувствуя себя виноватым, показывает документы. На что инспектор называет сумму в три тысячи рублей — мол, готовы отпустить за такой «взнос». Хозяин авто естественно не соглашается. И его тут же оформляют как пьяного за рулем и без документов. В суде инспектор рассказывает историю с точностью до наоборот: что остановил машину и — внимание! — отпустил неизвестного пьяного водителя домой за документами, а тот потом через полчаса вернулся с ними, чтобы его оформили. Ну бред же!

— Еще какой!

— И между тем судья решает, что хозяин «Волги» виноват, потому что у суда нет оснований не доверять инспектору. В итоге водителя лишили прав на полтора года. Истории, рассказанной инспектором, не поверил никто, кроме мирового судьи. Какое может быть отношение к полиции после таких ситуаций? Поэтому у нас минимальный уровень доверия к полицейским согласно опросам ВЦИОМ. А между тем к показаниям инспектора ДПС судьи относятся как к истине в последней инстанции.

— А можно ли в таких ситуациях пользоваться диктофоном, чтобы потом подтвердить свою правоту на суде?

— Делать это не только можно, но и нужно! Согласно КоАП, доказательством могут являться любые фактические данные, которые суд рассматривает по своему внутреннему убеждению. Когда запись предъявляет обычный гражданин, это является подтверждением истинного положения дел, чтобы инспектор или иное лицо не мог представить неправильную трактовку ситуации. Согласно все тому же КоАПу, если в ходе привлечения к ответственности ваши права были нарушены — не опрошены свидетели по вашему письменному ходатайству, не было понятых, отказали в защите, не разъяснили ваши права, то с точки зрения законодательства с вас снимается ответственность. Даже при наличии доказательств ваших виновных действий.

Вообще, с бардаком на дорогах пытаются бороться непонятными методами. Вся система МВД нуждается в реформировании, а те указы, которые издает нынешний министр, увы, зачастую вызывают улыбку. Например, в августе 2009 года Нургалиев приказал искоренить коррупцию в МВД и дал на это один месяц. Про «дать сдачи милиционеру» вы, наверное, тоже слышали. На мой взгляд, рядовым сотрудникам МВД должно быть стыдно за своего министра.

— Ну это, если говорить о реформах сверху. А как можно самостоятельно установить порядок на дорогах и суметь защитить свои права?

— Нужно понимать, что нельзя совершать правонарушения, потому что за этим может последовать наказание. Оно должно быть неотвратимым. Если человек будет понимать, что если он бросит окурок на асфальт десять раз за день и его накажут штрафом хотя бы в трех случаях из десяти, возможно, это остановит его в следующий раз.

— Водители часто жалуются на плохие дороги, цены на бензин, повышение цен за техосмотр, действия инспеткоров... Но если в других городах автомобилисты устраивают акции протеста, то их томские коллеги помалкивают.

— Сейчас томское отделение Федерации автовладельцев России разрабатывает сайт, на котором будет много полезной информации для водителей и пешеходов. Что касается акций, я всегда за, если есть активисты и идеи. Ведь задача федерации — помочь гражданам обеспечить наиболее выгодное и комфортное владение автомобилем, сделать законы более эффективными. Сюда относятся и штрафы, и взятки, техосмотр, и дороги, и страхование автомобилей... Мы не только что-то советуем, но и отстаиваем права автомобилистов в суде.

Лично у меня позиция такова: если вижу нарушение, незамедлительно о нем сообщаю. Будет хорошо, если и другие томичи начнут проявлять сознательность. И я замечаю, что многие автолюбители начали так делать. Это хорошая тенденция, и ее нужно усиливать, ведь от этого зависит наша с вами безопасность на дорогах.