Ксения Махрова: «Томский Арбат» делает ручной труд популярным»
Когда-то вещами, изготовленными вручную, никого нельзя было удивить — все пользовались предметами одежды и утвари, изготовленными на заказ или своими руками. Но времена изменились, и теперь все мы носим похожую одежду и пользуемся предметами, копии которых миллионными тиражами разошлись по всему миру. Многих это устраивает, а некоторых сподвигает на то, чтобы заняться хэнд-мейдом. И не просто рукодельничать в свободное время, а забросить все и уйти в ручную работу с головой. Таких людей в Томске немало, а самые активные участвуют в еженедельной ярмарке, которая проходит под открытым небом и носит гордое название «Томский Арбат». Подробнее об этом проекте и его участниках порталу рассказала координатор ярмарки и ее идейный вдохновитель Ксения Махрова.
— Ксения, расскажите, с чего начинался «Томский Арбат»?
— О, это долгая история. Вообще, «родителей» у проекта трое — Юлия Смокотина, Ирина Иванова и я. Если вспоминать с самого начала, то хэнд-мейд пришел в мою жизнь, когда я находилась в декретном отпуске. Известно, что все беременные женщины хотят что-то делать руками: шить или вязать вещи, для себя и детей. Я называю этот «вить гнезда». М
Сначала я делала украшения друзьям, знакомым, а потом мои работы взяли в один магазин, на продажу и просто на показ. Когда освоила Интернет, начала выкладывать фотографии своих рукоделий на mama.tomsk.ru, где, как оказалось, было полно таких же хэнд-мейкеров. Мы очень быстро сдружились. И все время девочки говорили: как было бы здорово объединиться и провести большую ярмарку. Ведь хочется не просто делать вещи, но и показывать их другим. Тогда в городе проходили подобные мероприятия, но все они носили разовый характер. А нам хотелось проводить ярмарки на постоянной основе. И вот в мае 2010 года проект стартовал — мы провели первую ярмарку в сквере возле ТЮЗа. Нынче мы открыли второй сезон — участники выставляют здесь свои товары каждую субботу. Правда, в дождливые дни ярмарку приходится отменять.
— Почему был выбран именно такой формат — ярмарка под открытым небом? Ведь в таком случае проект всецело зависит от погоды, а она, как известно, весьма капризна...
— Скажем так: выбирать было не из чего. Конечно, можно проводить ярмарки в помещении, но чтобы разместить всех участников, нужны большие площади, а мы не можем себе позволить такую роскошь. Несколько раз мы выставлялись в «Модном базаре», «Аэлите», но места не хватало. Идеальным вариантом нам показался сквер возле ТЮЗа. Это центр, здесь бывает много людей, и места достаточно для всех. Правда, сквер является частью Губернаторского квартала. Поэтому при разговоре с властями мы сделали акцент на том, что наше мерорприятие будет соответствовать общему культурному пространству, ведь рядом находятся музей, театр, кинотеатр, памятник Музе. Решено было не просто демонстрировать наши рукоделия, но и привлекать на ярмарки художников, музыкантов, фокусников... Так и нам веселее, и людям интереснее.
— А на что существует проект? На одном хэнд-мейд много не заработаешь...
— В этом году мы стали официальным объединением — Межрегиональной общественной организацией рукоделия «Томский Арбат». Более того, одна из основательниц проекта Юлия Смокотина переехала в Краснодарский край и будет открывать там филиал «Арбата». Правда, пока официальное название не дало нам никаких преференций. В прошлом году глава департамента культуры Андрей Кузичкин обещал помочь и даже выделить какое-то финансирование. Мы уже начали составлять смету, расписывать, что нужно. А нуждались мы в столах, на которых можно разложить работы, и помещении, где их можно хранить до следующей ярмарки. Однако дальше обещаний дело не пошло. Но мы продолжаем надеяться, что чиновники сдержат слово. А пока существуем на небольшие членские взносы участников «Томского Арбата». Постоянно в сквере выставляются порядка 25 человек, а всего с нами сотрудничали больше 70 авторов.
— Насколько ваш проект популярен ср
— Людей приходит много, кто-то приводит детей и даже иностранных туристов. У нас изначально не было цели заработать, продавая рукоделия. В первую очередь мы хотели популяризировать ручную работу и дать возможность томским хэнд-мейкерам заявить о себе. Ведь мнение окружающих очень важно. Если людям нравится то, что ты делаешь, значит, у тебя есть талант. Хотя порой человек что-то сделал, его похвалили дома и он решил, что его рукоделие уже можно выставлять на «Томском Арбате». Но люди не хотят приобретать его работы, и человек разочаровывается в хэнд-мейде. А бывает так, что мы знаем автора, который делает великолепные украшения, но стесняется показывать их на публике. Приходится проводить долгие беседы, чтобы у человека возникло желание поделиться этой красотой с другими людьми.
— Кстати, о работах. Какие требования вы предъявляете желающим стать участниками «Томского Арбата»?
— Во-первых, они должны быть совершеннолетние. Во-вторых, иметь опыт в данной области. Ну и, конечно, работы должны быть выполнены качественно. Ведь на нас лежит большая ответственность — мы должны популяризировать ручную работу, показывать, насколько это может быть красиво и уникально. Если человек купит вещь, а она развалится после первого использования, покупатель скажет: больше не буду брать ничего самодельного.
— Ну хорошо, в Томске вы уже заявили о себе. А что насчет других городов?
— Выезд в другой город, участие в конкурсах — лучший показатель твоего уровня. И могу сказать — он у нас высокий. Подтверждение тому — фурор, который наши работы произвели на фестивале ремесел «Артания» в Новосибирске. Там у нас все было лучшее: мыло, украшения, мастера... Нас постоянно зовут на большие мероприятия — мы мобильны, а значит, легки на подъем. И везде наших авторов очень хвалят.
— Вы упомянули иностранных гостей, которые бывают на ваших ярмарках. Какие впечатления от «Томского Арбата» у них?
— Самые положительные! Им интересно все — от мыла до керамики. С их слов, у наших мастеров очень высокий уровень и богатая фантазия. Вы не представляете восторг итальянца, который увидел у нас мыло в виде пирожных! Большое впечатление производят на всех изделия в стиле стим-панк. Сегодня это очень популярное направление хэнд-мейда, когда украшения делают из гаек, болтов и прочих металлических изделий, который, казалось бы, совершенно непригодны для этих целей. Наша Анна Устинова придумала новый вид стим-панка — романтический. Она делает украшения из маленьких элементов женских часиков. Работы получаются просто шедевральные! Были случаи, когда иностранцы находили в Интернете наши работы и заказывали что-то для себя. Многие, бывая в Томске, покупают предметы с символикой Томска.
— Принято считать, что хэнд-мейд — это удел женщин...
— Вот и нет. Среди наших авторов есть мужчины. Среди них — два художника Виктор Лавриков и Руслан Бовчаров. Его сын Алексей Бовчаров — молодой и талантливый коллажист, который делает картины из страниц газет и журналов, нарезанных очень мелко. Владимир Лебедев — создатель чудесных предметов интерьера и кухонной утвари из дерева и бересты. Игорь Иголкин — замечательный керамист.
Нередко на ярмарках к нам подходят мужчины, которые занимаются мыловарением. Недавно приходил томич, который со знанием дела расспрашивал наших участниц про то, как они делают мыло, и дал немало полезных советов. Увлекаются хэнд-мейдом и дети. На «Детском Арбате», который проводил художественный музей, меня поразили работы детей. Многие из них ничем не уступали взрослым, а работы некоторых — намного превосходили. После этого мы стали думать, как привлечь к нашим ярмарках юных авторов. Даже если они со временем забросят это дело, зато смогут самостоятельно пришить пуговицу, сделать подарок, красиво его оформить, упаковать... То есть по жизни не пропадут.
— Напоследок спрошу, какие планы у «Томского Арбата» на этот год?
— Планов много. В первую очередь мы хотим запустить сайт, посвященный нашему проекту, с полноценной галереей авторских работ, с информацией об участниках ярмарок, секретами хэнд-мейда. Ну и конечно, хочется иметь свое помещение — для этого мы хотим побороться за какой-нибудь грант или субсидию. А там, глядишь, и власти про нас вспомнят.