Дмитрий Дроздов: «Томичи в Лондоне устраиваются неплохо»
Скажите, с чем в первую очередь ассоциируется у вас Лондон? С таинственным Тауэром или Национальной галереей, а может быть со знаменитыми лондонскими моросящими дождями, туманами или легендой о кентервильском привидении? Лично у меня с некоторых пор звучное название британской столицы связано с именем Дмитрия Дроздова, моего коллеги — журналиста. Семь лет прошло с тех пор, как наш земляк покинул родной город, движимый желанием посмотреть мир. И это ему удалось. А еще удалось остаться в любимой профессии (немало и иных примеров!), встретить старых друзей и обрести новых. Но Томск Дима не забывает. Приезжает к нам, чтобы повидать маму и всех, кто ему близок.
— Дима, начнем с традиционного вопроса: что успел увидеть нового в родных пенатах?
— Во время приезда осенью 2008-го с радостью и удивлением увидел, как Томск изменился. Сейчас процесс преображения города продолжается. Отметил ухоженную Новособорную, где появились интересные элементы оформления. Увидел, каким уютным местом отдыха стало Белое озеро. Проехал в новом троллейбусе. Побывал с друзьями в клубе «Театро».
— Понравилось?
— Скорее, да, внешне все неплохо — современный центр досуга. В мое время таких не было. Вот только покоробило неумение некоторых посетителей клуба достойно себя вести. Томск — город интеллигентный, его знают во всем мире именно таким. Не случайно и сравнивают порой с Питером. А то, что пришлось увидеть в «Театро», мягко говоря, не вписывается в это определение. Может, мне просто не повезло, пришел в неудачный день…
— По-твоему, мы пока не умеем потреблять услуги такого рода, или дело в другом?
— Может быть, надо как-то разделить места «встреч по интересам». Создать, скажем, закрытый клуб, куда можно было бы проходить строго по членским билетам, где могли бы общаться близкие по духу люди после 30 лет, не шокируя окружающих бранными выкриками или иными «прелестями» того же порядка. Поднять уровень культуры посетителям все же не помешало бы…
— Расскажи о себе. Например, как в Британии живется в плане быта? Насколько все отлажено в сфере ЖКХ, к которой у томичей, как тебе известно, немало претензий?
— В этом смысле британцы могут похвастаться: ЖКХ там работает отлично! Причина в том, что основные заботы переложены на плечи самих англичан. Начнем с того, что Англия — одно-двухэтажная страна. Многоэтажных домов-«свечек» мало, живут в них социально необеспеченные люди, которым государство выделяет бесплатные квартиры. Любой уважающий себя англичанин старается либо купить отдельный дом, либо снимать его. Многоэтажки не строят в таком угрожающем для психики количестве, как у нас, когда чувствуешь себя как в каменном лабиринте, а на ум приходят кадры из фильма «Миллионер из трущоб». Вот и выходит, что в основном англичане сами вынуждены заботиться о протекающих крышах, утеплении домов, их освещении и обогреве.
Другой секрет в том, что в Британии нет теплотрасс. В дома подается только холодная вода, а греет ее каждый сам — с помощью бойлеров. Это, на мой взгляд, эффективнее нашей системы. Разумеется, в Англии никогда не отключают отопление и всегда есть вода. Кстати, о счетчиках: там они есть не у всех, но правительство также агитирует жителей устанавливать их. Часто встречаются забавные системы, когда за электричество или газ нужно платить с помощью так называемого ключа. В доме, под счетчиком, есть специальный разъем, куда вставляется электронный ключ, который нужно периодически «заряжать» деньгами. Мне поначалу эта ситуация очень напомнила сказку «Незнайка на Луне», когда герой попал в гостиницу: там отовсюду высовывались язычки и требовали денег. Так и тут. На счетчике указано, сколько у вас осталось денег на ключе, и как только они заканчиваются — электричество отключается! Нужно идти в ближайший магазинчик и «заряжать» ключ деньгами.
Удивило меня и то, как популярно в Британии газоснабжение. Газ есть практически у всех, так как он дешевле электричества. Да и на газовых плитах готовить быстрее. Местные администрации очень жестко следят, чтобы ежемесячный «районный налог» (уплачивается за уборку территории, вывоз мусора, библиотеки и другие бесплатные услуги и составляет, в среднем, около 70-100 фунтов в зависимости от района и размера жилища) был уплачен вовремя. Стоит вам задержать его на месяц, как в почтовый ящик упадет повестка в суд! Таким образом, районная администрация борется со злостными неплательщиками.
— В прошлом году ты оставил пост редактора русскоязычного журнала «ОРР Russia». Где трудишься сейчас?
— Меня позвали на должность редактора русскоязычной газеты «Вести Британии». Ей меньше года. В нашем издании небольшой штат, так что я не только правлю других, но и с удовольствием пишу материалы сам.
— Если не секрет, газета выпускается за счет спонсоров?
— Ты же знаешь, что большинство печатных СМИ во всем мире живут за счет рекламы, продажи площадей. Стараюсь избегать излишней бульварности, делать газету не очень желтой. Как ни странно, в Лондоне у русского сообщества не так много газет. Мало таких, в которых публикуют так называемые человеческие материалы, классические новости. Я пришел к выводу, что русские газеты новости освещать или не считают нужным, или ленятся. Новость ведь нужно поискать, усилия приложить.
— Неужели в Лондоне с событиями напряженка?
— Событий хватает, в основном культурных. Например, это гастроли российских театров, визиты интересных людей, выставки. Сейчас их прибавляется, потому что ширится и растет движение русских соотечественников. В свое время я был избран в координационный совет соотечественников России в Великобритании. Когда ушел с поста редактора газеты «Лондон-INFO», то вышел и из совета: мне не хватало времени. Сейчас подумываю, не вернуться ли обратно. В ноябре в Лондоне пройдет заседание всемирного координационного совета российских соотечественников. Буду в нем принимать участие и как журналист, и, возможно, как кандидат в состав координационного совета Британии.
— Совет — это реально работающая организация?
— Да, конечно, совет делает немало. Вот недавно по его инициативе в Лондоне появилось бюро русскоязычных волонтеров. Это структура, в которой регистрируются люди, желающие бесплатно помочь каким-либо организациям. А те, в свою очередь, тоже заявляют в бюро о своих потребностях в тех или иных услугах. Потом, когда нужны, бюро знакомит стороны друг с другом, и организации получают помощь, а волонтеры — необходимую практику, опыт. Волонтерство — отличный путь к трудоустройству, к продвижению карьеры. Человек проходит тренинги, обучение. И после того, как поработает, уже может рассчитывать на положительные рекомендации.
— Он может снимать жилье недалеко от центра, может ездить в Россию, когда захочется (разумеется, не каждый месяц, но раз в полгода-год точно), посещать Европу. Это дешево, потому что в европейские города летает много дисконтных авиакомпаний и, если повезет, можно купить билет в одну сторону чуть ли не за 1 евро. Зарплата журналиста в среднем составляет около 1 500-2 000 фунтов в месяц. Это где-то 70-100 тысяч рублей. Редактор получает 100 и более тысяч рублей. Самая дорогая статья расходов — жилье. На его аренду может уходить до половины зарплаты. Однако экономить можно на чем-то другом, подрабатывать, в конце концов. И вполне хватит на достаточно комфортную жизнь.
— Томские журналисты в среднем зарабатывают 18–20 тысяч рублей. И то не все. Чем мы «не вышли»? Или уж правду говорят некоторые чиновники, что у нас журналистики как таковой нет, а значит и платить не за что?
— Я знаю об уровне доходов томских журналистов не понаслышке: многие сокурсники по факультету трудятся в Томске. Не каждый способен локтями расталкивать других. Да и незачем это делать, наверное, в массовом порядке. Что уважения к нашему труду незаметно — это правда. Часто говорят о продажности журналистов. А ведь на «заказуху» многие перешли не от хорошей жизни. Что касается отсутствия в газетах так называемых жизненных материалов, так все знают, что зачастую их тоже пишут на заказ.
Думаю, в целом негативное отношение к пишущей братии сложилось потому, что журналистика была дискредитирована во время перестройки. Тогда в СМИ появилось много грязи, откровенной неправды. Пресса себя дискредитировала и, мне кажется, до сих пор реабилитируется в глазах читателя и чиновников. Как следствие, печатное слово уже не так действенно.
— Как чувствует себя в Лондоне томская журналистская братия?
— По-моему, отлично! Мы поддерживаем связь между собой, но видимся из-за занятости редко. Из известных многим томичам имен назову Колю Воронина с ТВ-2, он сейчас работает в русской службе ВВС. Тимон Афинский (Тимофей Браславец) трудится пиарщиком в лондонском офисе журнала «Сноб». Наталья Михайлова (выпускница филфака ТГУ, специалист по романо-германской филологии) нашла себя как журналист в Лондоне, став внештатным автором многих российских изданий: «Газеты.Ру», того же журнала «Сноб»... В целом российскому журналисту проще устроиться в русскоязычные издания или в организации, которые связаны с нашей страной. С английскими газетами сотрудничество может складываться намного сложнее. Но в принципе можно работать и там, если задаться такой целью. Из томичей, представителей иных профессий, в крупном лондонском банке работает Костя Ротарь. Преподает русский язык и переводит выпускник ТГУ, а затем Оксфорда Дмитрий Матчин. Всего наших земляков в туманном Альбионе человек пятьдесят.
— Попав в Лондон семь лет назад, ты остался за границей, не имея ни денег, ни влиятельных друзей. Могут ли сегодня молодые томичи, захотевшие последовать твоему примеру, добиться успехов в дальнем зарубежье?
— Почему нет? Пробовать всегда нужно: проверено! Я оказался в Великобритании благодаря стечению обстоятельств. Изначально поехал туда просто потому, что хотелось посмотреть мир. Начал учить английский в Шеффилдском университете. Позже, через общих знакомых выяснилось, что в Лондоне живет томичка. Она мне сказала: переезжай в столицу, там учеба дешевле и подрабатывать можно. Подумал — а может рискнуть? Передо мной был выбор: бросить три места работы в Томске, аспирантуру в ТГПУ ради Лондона или оставить все как есть. Решил испытать удачу, совершенно авантюрно, как моя мама, которая в свое время после окончания ТГУ уехала работать на БАМ. Видимо, это у меня в крови! В конце-концов жизнь дана, чтобы многое испытать. Например, радость от того, что мечты действительно сбываются.
P.S. На днях от Дмитрия, только что вернувшегося в Лондон из Томска, где он провел отпуск, пришло сообщение — он возглавил недавно созданную в английской столице газету «МК: Москва – Британия».