Владимир Оккель: «Сегодня в Томске — хронический недоремонт дорог»
Как известно, дороги в России — одна из двух национальных бед. В нашей стране руководить службами, которые строят эти самые дороги — дело неблагодарное. Томск в этом смысле мало отличается от других российских регионов. Как и везде, дорожники в нашем городе находятся под пристальным вниманием автомобилистов, а в связи со строительством развязки, которая не первый год идет в районе улицы Балтийской, городской департамент капитального строительства давно вышел на передовые позиции среди всех структур мэрии по частоте упоминаний в СМИ. О том, как продвигается строительство столь важного для города транспортного объекта, и о планах ведомства на ближайшие годы рассказал глава департамента капстроительства Владимир Оккель.
— Владимир Германович, сегодня томских автомобилистов мучает вопрос: какие участки строящейся развязки в районе Академгородка будут введены в эксплуатацию в этом году?
— В нынешнем строительном сезоне движение будет запущено по улицам Алтайской, Сибирской, Льва Толстого. Мы обязали генподрядчика «Ханты-МансийскДорстрой» завершить все работы к 1 июля, включая благоустройство, озеленение, освещение, строительство тротуаров и прочее. А в сентябре транспорт пойдет по шестиполосной магистрали на улице Балтийской. Правда, ввести ее в полноценную эксплуатацию мы не сможем из-за нехватки финансирования — нужно порядка 400 миллионов на завершение всех работ. Таким образом, осенью мы соединим Балтийскую с улицами Клюева, Осенней, Алтайской, Сибирской, Елизаровых и развязкой на проспекте Академическом. Поскольку здесь находятся три разноуровневые развязки — мост через Ушайку, путепровод через железнодорожные пути и развязка на Академическом, то транспортные потоки нигде не будут пересекаться.
Кроме того, в этом году будет открыта для движения улица Елизаровых. В июне мы закончим возведение земляного полотна, в июле отсыпем основание дороги, а в сентябре уложим нижний слой асфальта. Отмечу, что он будет выполнен из «черного» щебня — это родственное асфальтобетону покрытие. То есть ездить по Елизаровых будет гораздо приятнее, нежели по Балтийской этой зимой. На Елизаровых мы строим и два путепровода через железную дорогу. Работы почти завершены, осталось уложить покрытие, провести гидроизоляцию. Это будет сделано по окончанию строительства путепровода через железнодорожные пути на Балтийской, откуда мы перебросим рабочих на Елизаровых. В этом году на нее выделено всего сто миллионов рублей, а вообще для завершения работ требуется порядка 600 миллионов. Поэтому этот участок мы будем заканчивать в следующем году.
— Еще один вопрос, который в равной степени интересует и водителей, и пассажиров: будет ли реконструирована развязка на 4-й поликлинике?
— К сожалению, здесь мы полностью зависим от финансирования из федерального бюджета. Местный не потянет расходы в полтора миллиарда рублей — именно столько нужно для реконструкции транспортного узла. Однако даже строительство путепровода не решит всех проблем. Прежде чем его сооружать, нужно расширить улицу Пушкина, местами до шести полос — от улицы Яковлева до 1-й Рабочей. Но тогда автомобильные заторы будут образовываться на перекрестке Пушкина — Яковлева. Его тоже нужно будет расширять. Отчасти этот район разгрузит магистраль на Балтийской, которую, как я уже сказал, мы запустим в этом году. По нашим подсчетам, после завершения строительства развязка в районе Академгородка оттянет на себя до 30 процентов транспортного потока из района 4-ой поликлиники. Однако и в этом случае появится затор на пересечении улицы Елизаровых с Шевченко и Кирова.
— Неоднократно наши читатели присылали в редакцию фотографии провалов в дорожном полотне на улице Клюева. Не прошло и года со дня запуска транспорта по данному участку, а дорога уже в таком состоянии…
— Многие думают, что построить магистраль — это просто. Такое мнение складывается не только у граждан, но и у подрядных организаций. Дорогу на Клюева начинала строить некая московская компания. Москвичи не справились, и проект отдали другому подрядчику — «Сибдорнефтегазстрою», который тоже завалил работы. После этого заказчиком назначили департамент капстроительства и поставили задачу — запустить движение на Клюева к осени. ООО «Кузбассдорстрой» в итоге завершили работы за два с половиной месяца. Если бы мы не вмешались, улица Клюева так бы и не состоялась. Однако завершить ее мы в прошлом году не смогли — не хватило 80 миллионов рублей. А теперь пожинаем плоды труда прежних подрядчиков, в частности, «Сибдорнефтегазстроя». Эта фирма нарушила все возможные требования к строительству автомобильных дорог. Конечная цель проекта была уложить нормальное асфальтобетонное покрытие, а подрядчик даже не знал, что такое асфальт! Да, у них есть
— Проблемным участком по-прежнему остается микрорайон «Мокрушинский», на въезде в который располагается железнодорожный переезд. Аналогичная проблема есть на Степановке, которая ограничена переездом со стороны Елизаровых. И пробки здесь давно стали нормой жизни. Что-то будет меняться?
— Мы знаем об этих проблемах, и сейчас специалисты разрабатывают проект магистрали, соединяющей Степановку и Мокрушина напрямую. Параллельно работаем над решением проблемы железнодорожного переезда на Степановке. Ранее рассматривался вариант строительства транспортной развязки в этом районе, однако сегодня у нас есть более дешевый вариант — соединить поселок Мирный с Академгородком. Еще одно направление работы — развитие магистрали, ведущей к аэропорту. После того, как премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение об открытии томского аэропорта для международных перелетов, можно всерьез рассматривать вариант такого строительства. Кстати, проект магистрали уже готов и проходит соответствующую экспертизу.
— Который год из-за нехватки средств дороги в Томске капитально практически не ремонтируются — все ограничивается ямочным ремонтом. Однако на некоторых улицах ямочный ремонт превращается в пустую трату денег, взять тот же проспект Фрунзе. Теперь здешней дороге может помочь только реконструкция…
— Печально, но факт: сегодня в Томске хронический недоремонт дорог. Всего в городе около 600 километров дорог с асфальтовым покрытием. Средний межремонтный срок — десять лет. То есть ежегодно мы должны ремонтировать 60 километров дорог. В этом году не отремонтируем капитально ни одного километра. То есть к недоремонту, который был на начало 2010 года, прибавится еще 60 километров, которые мы должны были выполнить в нынешнем сезоне. В 2009 году капитально были отремонтированы около четырех километров дорог. Значит, за прошлый год недоремонт увеличился на 56 километров, в позапрошлом — еще на столько же и так далее. В итоге за десять лет этот недоремонт удвоится и составит почти 1 200 километров. Где дороги будут хорошие?
Возьмем улицу Нахимова. Последний раз ее капитально ремонтировали в 1995 году. При этом межремонтный срок дороги не десять, а шесть лет. То есть уже прошло два межремонтных срока, а ремонта все нет. Нахимова — одна из самых грузонапряженных трасс, по ней ездит транзитный транспорт, а срок службы покрытия зависит от интенсивности движения и ее грузонапряженности. Что касается проспекта Фрунзе, то он капитально не ремонтировался более 20 лет. Можно сказать, что дорога здесь просто рухнула, и ее нужно реконструировать. Пока сложно сказать, когда это произойдет, все упирается в финансирование, но на всякий случай мы уже разрабатываем проектно-сметную документацию, чтобы знать, где проспект можно расширить, и какая сумма может потребоваться на эти цели.
— В связи со строительством магистрали на Балтийской многие дома попали под расселение. Сколько всего жилых зданий придется снести? Все ли собственники согласны на предлагаемую взамен компенсацию?
— По проекту будет снесено 27 домов и изъят 61 мичуринский участок. Выплаты получили почти все жители, решается вопрос по домам на улице Балтийской, 9б, переулке Верхнем, 10, и улице Черноморской. Два последних здания не попадают в полосу строительства, но мы их расселим — зачем жить прямо у подножия огромной насыпи? Правда, с домом на Черноморской возникли проблемы: ООО «Бюро оценки «ТОККО» оценили здание в четыре миллиона рублей, а владельцы просят 14. Если хотят жить у подошвы земляного полотна, то мы не препятствуем. Разве что ограждения сверху поставим, чтобы никакая машина не упала на крышу, если вдруг за рулем окажется пьяный водитель. Что касается Елены Колпащиковой, проживающей на Балтийской, 9б, то накануне суд постановил принудительно снести дом, выплатив владелице квартиры 1,9 миллиона рублей. Напомню, хозяйка просила за свою квартиру 2,8 миллиона.
— И последний вопрос, которым так часто задаются жители нашей страны. Что мешает нашим дорогам хотя бы отчасти приблизиться к европейским стандартам?
— Не могу говорить за всю страну, но знаю, что в Томске все предпосылки для этого есть. Мы обладаем самой современной асфальтоукладочной техникой, которая используется в Европе. У нас есть асфальтобетонные заводы, которые изготавливают высококачественные смеси любого типа. А главное, у нас есть грамотные специалисты, которые знают о строительстве дорог не по книжкам, а из личного опыта. Такие люди сегодня работают на Балтийской и Елизаровых. Главная проблема — нехватка средств. Кроме того, влияют на качество дорог и применяемые дорожно-строительные материалы, и методика, и климат. Кстати, в Европе после суровой нынешней зимы дороги буквально рухнули. И неоднократно иностранцы спрашивали меня, как мы строим наши дороги, что они выдерживают такие серьезные перепады температур. Так что, возможно, наш опыт по строительству дорог сможет пригодиться далеко за пределами области.