28 ноября, четверг
-5°$ 108,01
Прочтений: 7230

Степан Сулакшин: «Отсутствие самообновления лишает область шанса на успех»

Фото: tomsk

Томичам среднего и старшего поколений не нужно представлять нашего собеседника. Степан Сулакшин — ученый, пришедший в политику на волне перестройки. В 1989 году Томск выбрал его депутатом Верховного Совета СССР, и это был, действительно, выбор народа, вопреки предложенным «сверху» кандидатам.

Постепенно Степан Сулакшин стал ярким политиком не только томского, но и российского уровня, он представлял интересы Томской области в Государственной Думе России в течение ряда лет. Но декабрьские выборы 1999 года он проиграл…

Думаю, не только мне было интересно, чем сейчас занимается Сулакшин — политик, к которому всегда было неоднозначное отношение. Во время недавней командировки в Москву я побывала в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, генеральным директором которого и является наш земляк.

Он изменился. Сейчас Сулакшин — не пламенный трибун, которого мы привыкли видеть во время его активной политической деятельности, а умудрённый жизнью человек. Он доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор. Сегодня на стенах его кабинета — не портреты политических деятелей, а рисунки младших дочек. С гордостью сообщил, что у него уже два внука, рассказал об успехах детей: старший сын и дочь уже взрослые, имеют свои семьи, Ульяна заканчивает школу, а Надюшка учится в третьем классе…

— Степан Степанович, чем занимается ваш Центр? Можно подробнее?

— Под эгидой Центра мы формируем творческие группы экспертов, которых бывает до сотни, в десяти отраслях. Этакие фабрики мысли, инструменты интеллектуальной поддержки власти. Согласитесь, госуправление не может осуществляться во славу и во имя доктрины, теории, оно должно осуществляться во имя ценностей, о которых нужно публично сказать. Вот есть демографические ценности — продолжительность жизни, рост рождаемости… Для государства это цель или болтовня по телевизору? Если цель, тогда нужно делать то, что мы предлагаем.

Если цель — устойчивость страны в долгосрочной перспективе, более длинной, чем сроки выработки нефти и газа, то нужно на это ориентироваться! Американцы замораживают разработку своих недр и покупают углеводороды за рубежом.

Если для государства цель — национальная безопасность, суверенность страны, то так и нужно действовать, а не пропагандировать безудержную открытость и включение экономики в мировые хозяйственные связи. Причём, в Китае не торопятся это делать, и никакой кризис им не страшен, равно как и для других крупных государств. Иными словами, проблема публичных целей государственной политики и их ценностного, нравственного содержания , в отличие от теневых целей — распилить доходы в заднем кабинете, забывая о том, что люди в стране умирают — эту проблему мы тоже детально и профессионально изучаем.

И главный пафос наших исследований — в постановке цели, важной для всего населения и государства в целом. Надо вырабатывать технологии решения этих проблем, профессионально их реализовывать. Вот тогда не нужна будет ни вертикаль власти, ни манипуляции на выборах, а население полюбит и зауважает своих руководителей, партии, которые отвечают за эти решения, и за них с открытой душой проголосует. Вот за эту модель мы выступаем и ее детально описываем.

— Вы знакомите с результатами исследований Центра общественность, власть?

— Мы рассылаем свои документы по регионам, начиная от кабинета президента и кабинетов губернаторов до кафедр экономического профиля большинства университетов. Это примерно 700 адресов рассылки. На нашем интернет-портале каждый месяц бывает около 1000 специалистов из 90 стран мира. Это говорит об интересе к нашим работам, и я полагаю, что мы свою общественную и человеческую ответственность за дела в Отечестве реализуем.

— Следите за политической ситуацией в Томске?

— Томск, конечно, не безразличен… Правда, связей всё меньше, хотя там много друзей, и при каждом контакте идёт обмен информацией, и за томскими сайтами слежу. Но мне грустно… Монополизация, несменяемость власти, а главное, отсутствие внутреннего механизма самообновления, роста — все это лишает Томскую область многих шансов на успех. Хотя не скажу, что она хуже, чем другие. Область как была, так и остаётся в прочной середнячковой группировке регионов. Но хотелось, чтобы она была в лидерах — типа Москвы, Татарстана и других регионов, где политическая и профессиональная жизнь живее. Но рано или поздно обновление всё равно наступает.

Наш Центр работает с другими регионами, мы помогаем властям в решении очень серьёзных вопросов. Сейчас вот представляем президенту страны разработку, в которой инвестиционные потребности регионов, кредитно-инвестиционные потребности проектов предпринимательства на их территории, потребности малого и среднего бизнеса, потребности населения в строительстве жилья через ипотеку — решаются кардинально. А вот Томскую область это как бы не волнует и не интересует — профессиональных связей, интереса нет, и это грустно.

Больше того, когда я делал попытки, предлагая тот творческий и экспертный потенциал, который мы развили, то в ответ встречал, мягко говоря, настороженность и отсутствие желания сотрудничать. Когда осенью я прилетал в Томск для общения с научной общественностью и чтения лекций в вузах по экономической доктрине России, то первое, что у меня спросили, не к губернаторскому ли креслу я присматриваюсь? Смешно, конечно…

Если всерьёз говорить, гипотетически, то накоплен такой опыт и такой уровень знаний, что если бы сейчас мне сказали: « Твоя мера жизненной ответственности — помочь Томской области рвануть», то я бы не отказался… Подобное предложение поступало в 1990 году, но тогда я отказался, потому что был не готов.

—Томску предстоит выбирать мэра. Фамилии претендентов вам о чём-то говорят?

— Да, это всё известные томичи, но я бы ещё вспомнил об одном человеке — о Макарове. Печально осознавать, что один из активных, на деле работающих политиков и руководителей, вот так завершил свою политическую карьеру. Очень об этом сожалею.

— Каковы ваши прогнозы относительно экономического кризиса? Удастся России выйти без особых потерь?

— Мы делаем прогнозы, но не на кофейной гуще, а с помощью моделей развития страны, причём, тоже на уровне открытий. Например, открыт закон циклического цивилизационного развития человечества. Это касается и нашей страны. Цикл политического процесса новейшего развития России имеет период в 17-18 лет, и он предсказывает: если политическая и экономическая модель не претерпит изменений, то страну настигнет очень серьёзный политический кризис.

Это долгосрочный прогноз, а что касается краткосрочного, относительно финансово- экономического кризиса, то он следующий. Главный тезис, что кризис в России и мире — это разные кризисы. Российский подготовлен, запущен и усугубляется своими собственными руками. Это связано с глубокими ошибками в финансово-экономическом управлении страной, прежде всего, со сверхоткрытостью экономики. Не буду сейчас углубляться в расчёты, скажу лишь, что под эгидой нашего Центра разработан антикризисный механизм, который за полгода может быть развёрнут, и в течение года от кризиса не останется и воспоминаний, а также механизм долгосрочного оздоровления социально-экономического развития страны, восстановления её суверенности.

Вот тезисно комплекс мер, которые, на наш взгляд, необходимо предпринять: восстановить национальную денежную массу в национальном обороте, уменьшить степень открытости экономики, произвести массированное инвестирование, причём не в сырьевые отрасли, у них и так рентабельность высокая, а в отрасли машино-технические, высокотехнологические, что для Томска особенно важно, проводить сетевое кредитование населения под строительство жилья, кредитовать малый и средний бизнес, создать сетевую систему по облегчённым, а не коммерческим ставкам, залоговым требованиям, вплоть до районного центра, активно развивать экономику, создавать рабочие места…

— Скоро Новый год, что пожелаете землякам?

— Это замечательный тёплый праздник, когда за столом собираются несколько поколений: родители, дети, внуки, бабушки и дедушки, царит прекрасная атмосфера единения и появляется уверенность, что и кризисы, и глупости, и интриги, и неприятности будут преодолены. И как тысячи лет, наши пращуры в истории вели Россию вперёд, так она и будет идти вперёд с нашими детьми и внуками.