Омбудсмен «от противного»
Лично меня в последнее время до глубины души изумляют новые назначения. Карьерные, так сказать, взлеты. Порой и падения, но в меньшей степени. От крутизны поворотов у обывателя просто крышу сносит.
Человек, проходивший по судебному процессу в качестве взяткодателя, оказывается на одном из самых коррупциогенных постов в городе. Никому не известная сельская учительница — в парламенте. (Бедняжку там, говорят, сразу же окрестили «Алисой в Стране чудес»). Командир подводной лодки, не сумевший удержать на плаву даже трест очистки — на самом сложном районе в городе. Дама, сделавшая практически недоступным бесплатное здравоохранение в Томске, — в кресле ректора СибГМУ. Чиновник средней руки, всю свою трудовую биографию смотревший на предпринимателей по другую сторону баррикады, — в бизнес-омбудсменах. Такое впечатление, что все мы уже в Зазеркалье. Причем без надежды оттуда выбраться.
В двух последних случаях речь, как вы поняли, идет об Ольге Кобяковой и Валерии Падерине. «Выдвижение» начальника облздрава на фоне скандала вокруг акушерской клиники СибГМУ выглядит особенно циничным. Поневоле возникает мысль, что и. о. ректора ее сделали именно для того, чтобы закрыть не только акушерскую, но и все прочие клиники медуниверситета.
Но здесь хотя бы можно сослаться на волю Минздравсоцразвития: «сватать» непопулярную среди вузовской элиты начальницу приехал аж замминистра. Причем «товар» навязали «купцу» совершенно бесцеремонно. А вот кто и почему «заставил» депутатов облдумы из семи претендентов на пост бизнес-омбудсмена выбрать человека словно «от противного»? Никогда не занимавшегося ни правозащитной, ни предпринимательской деятельностью, не имеющего никакого авторитета в томском бизнес-сообществе, да и просто никому не известного?
Рискну напомнить: когда год назад кто-то из моих коллег спросил у тогдашнего заммэра Дениса Молоткова, не хотел бы он пойти в бизнес-омбудсмены, Денис Михайлович милостиво согласился рассмотреть этот вопрос. Похоже, такое поведение счел излишнее самоуверенным губернатор, в достаточно резкой форме «обломивший» эти планы. Сергей Жвачкин тогда сказал, что бизнес-омбудсмен должен быть авторитетом, в первую очередь, для самих бизнесменов. А, во-вторую, он не видит такой острой нужды в появлении такой должности в Томской области.
Тогда многие сделали вывод, что тема закрыта надолго. Поэтому, когда она вновь возникла уже осенью, появились разговоры: место-де готовят под кого-то персонально. А нехилое, надо сказать, место: зарплата миллион 850 тысяч в год, как у замгубернатора, целый штат работников, неопределенный круг обязанностей и никакой персональной ответственности. Самое оно для заслуженного «молодого» пенсионера. После того, как одного крупного областного чиновника и действительно авторитетного человека (но человека бывшего губернатора!) наградили медалью, возникла и версия: вот оно.
Однако время шло, а версия не подтверждалась. Когда месяц назад был, наконец, озвучен список претендентов, возникло четкое ощущение: гора родила мышь. Ни один из кандидатов не стоил десяти миллионов в год, в которые обойдется для областного бюджета данная структура. Нет, все они, безусловно, достойнейшие люди, но пусть лучше скажет действительно известный томский предприниматель, глава «Элекарда» Андрей Поздняков:
«Я из этих персонажей двоих только знаю: Андрея Острова и Владимира Самокиша. Остальных я просто не знаю. И это несколько странно, что бизнес не знает кандидатов в омбудсмены. Но, на самом деле, это совершенно нормальная ситуация, потому что должность эта чисто декоративная, на мой взгляд. Соответственно, отсюда и отношение к этой должности», — цитирую по РИА Новостям.
Декоративная — оно конечно. Но как с десятью миллионами? Помнится, не так давно электричку до Асино на полном серьезе едва не отменили из-за суммы вдвое меньше? Но что самое поразительное — депутаты, голосуя за кандидатуру Валерия Падерина, проявили удивительную собранность: 29 голосов за!
Впрочем, о том, что «все решено», было понятно еще до голосования. Достаточно было посмотреть, кем была выдвинута кандидатура. В результате ничем себя не прославивший архитектор Кировского района при Макарове, заместитель начальника провального департамента ЖКХ при Крессе и полная противоположность «портрету» идеального бизнес-омбудсмена по прошлогодней версии Жвачкина — рекомендован ему в единственном числе. При этом трудно предположить, что губернатору было не известно, за кого проголосуют депутаты...
Но где собака-то зарыта? Почему Падерин, а не Иванов, Петров, Сидоров? Ни одного внятного ответа (кроме «огромного опыта работы на разных уровнях») так и не прозвучало. Ведь что до опыта — его доставало и всем прочим претендентам. У Самокиша он был даже замгубернаторский. А вот чего действительно не было ни у кого, так это собственного опыта предпринимательского успеха. Ну или хотя бы связей Москве, как у Молоткова. На нынешнем тоскливом фоне даже фигура «Тома Стройера» выглядела бы куда как солидно. Опять же дружба с москвичами...
На федеральном уровне в последнее время много говорят о необходимости введения еще парочки профессиональных защитников прав — по Интернету и сельскому хозяйству. А у нас как раз освобождается куча никому не нужных чиновников и вообще хороших людей! Неважно, что один едва умеет пользоваться е-мейлом, а другой не отличит гороха от люцерны. Помощники подскажут. Да и должности — декоративные.
Итого, с учетом уже имеющихся институтов (уполномоченных по правам человека, ребенка и предпринимателей) по нынешним расценкам выходит 50 миллионов в год. Куда бы еще электричку отменить?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора