29 сентября, воскресенье
+6°$ 92,71
Прочтений: 11570

Страхуй — не страхуй...

Все знают, что бабушки у дороги, торгующие в солнечный день молоком, на самом деле засовывают в трехлитровую пустую банку обычный белый лист, скатанный в трубочку. Есть и другие способы оптического обмана автомобилистов, но сейчас не об этом.

Когда вы подъезжаете и покупаете молоко, оно достается из какого-нибудь прохладного места или холодильника близлежащего дома, куда за ним бежит многофункциональное устройство под названием «внучка». И все довольны. Внучка при деле, бабушка с прибавкой к пенсии, вы — с молоком, а если бабушка и ваш желудок проверенные, то вы еще и получили вместо белой стерилизованной воды из пакетов настоящий напиток из детства, на котором выросли.

Но что, если бы внучка побежала за молоком за 200 километров? Или если бы вам сказали «сверните налево с вашего прямого пути, и через сто верст будет вам молоко»? Ясное дело, вы бы как-нибудь обошлись.

С полисами ОСАГО ровно такая же история. Недовольные маленькими тарифами по обязательному страхованию автогражданской ответственности, крупные томские страховщики изо всех сил увиливают от выдачи полисов ОСАГО. То у них бланков нет, то «программа зависла», то возьмите в нагрузку полис дополнительного страхования чего-нибудь, то вообще за полисом надо ехать за 101-й километр.

Моя страховая компания, например, перенесла центр выдачи полисов ОСАГО в село Зырянское. Кто-то наверняка придумал другие трюки, чтобы клиент поскорее плюнул и ушел, не застраховавшись, или наоборот, приобрел вместо дешевого ОСАГО дорогое КАСКО.

Тут вроде как дело сдвинулось с мертвой точки: тарифы на ОСАГО повышают в 2014 году по разным источникам от 25 до 70 процентов. Более того, государство планирует установить ценовой коридор, верхний и нижний пределы тарифа, а уж страховые компании сами будут устанавливать цены на ОСАГО в этих рамках.

Но, мне кажется, что и это не спасет отечественную систему страхования от кризиса доверия между ее участниками. Маленький эпизод в Стрежевом просто возвращает нас во времена, когда никаких ОСАГО не было, и на дороге все решали по понятиям.

«В Стрежевом осуждены художник-оформитель и его приятель, избившие и заперевшие в багажнике двух мужчин, задевших на автопарковке их машину, сообщили в пресс-службе областного суда.В июне 2013 года при выезде с автостоянки потерпевшие на своем автомобиле задели припаркованную машину. Хозяева пострадавшего авто не стали вызывать дорожно-патрульную службу, решив самостоятельно разобраться с обидчиками. Избив водителя и пассажира, они поместили их в багажник машины и вывезли в соседний поселок. Затем подсудимые бросили автомобиль с запертыми внутри мужчинами у одного из строящихся домов. Позднее машина с пострадавшими в бессознательном состоянии была обнаружена сотрудниками полиции».

Мне кажется, это совсем не случайность. Вероятность справедливой выплаты по ОСАГО сегодня стремится к нулю. Потерпевшим часто легче получить аморальное, чем материальное вознаграждение. Благодарить за это мы можем наших уважаемых страховщиков.

Это ведь у нас не на пустом месте родилась поговорка «страхуй — не страхуй…» Это у нас молодых страховщиков на корпоративных курсах учат: «Никогда не отдавайте клиенту деньги. Если не можете не отдать, отдайте половину того, что он требует. Если клиент настырный и хочет больше, отдайте ему 75-80 процентов того, что ему положено. В исключительных случаях, отдайте 90 процентов, но последние десять не отдавайте никогда…» Мне это в Москве рассказывал знакомый страховщик.

А почему у нас руководители сельхозпредприятий, когда речь заходит о страховании посевов, улыбаются и отводят глаза в сторону? Потому что в сельском хозяйстве получить справедливое страховое возмещение при существующей системе оценки ущерба вообще невозможно. Но государство заставляет — страхуйте.

С момента своего появления отечественная рыночная система страхования то обеспечивала обналичку средств страхуемого предприятия, то той же наличкой «незаметно» поощряла руководителей предприятий-страхователей, но своей главной функции все равно не исполняла. А главная все-таки состоит в том, чтобы обеспечить возмещение неожиданных убытков, поддержать в случае форс-мажора человека или предприятие. Но увы, пока не получается.

И мы, клиенты, платим системе страхования тем же: подставами, инсценировками, подлогами. Нам ведь как кажется? Мы рискуем своими жизнью, здоровьем, недвижимостью, средствами производства, товарами… А чем рискует страховщик? Нашими же деньгами. Это идеальный бизнес, когда страховая компания ничего не теряет и не может потерять, а всегда только приобретает. С той или иной нормой прибыли.

Ну вот, государство ее снова скоро повысит. Только станет ли от этого лучше пострадавшим в ДТП, большой вопрос.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора