23 октября, среда
+3°$ 96,59
Прочтений: 10251

Здравствуй, коммунальный «совок»!

Реформа структуры администрации города, которая начнется в июне, и передел полномочий между подразделениями мэрии — ерунда по сравнению с привилегиями, которыми обрастут главы районов после вступления в действие закона о лицензировании управляющих компаний. В этом нет морщин военного пенсионера Василий Неверова и ветерана вневедомственной охраны Александра Булко, которые на прошлой неделе вынужденно оставили муниципальную службу. Без лая бездомных собак, но под тосты сослуживцев Булко и Неверов ушли, а главу Советского района Сергея Автомонова попросили остаться.

Караул устал. Неверов и Булко сторожили два района. Эти два района не были разрушены, не были смыты стихией, главы ходили голосовать, водили туда с собой бесплатно подчиненных и активистов из числа бездельников и тех, кто ничего не делает, но складно маскирует безделье субботниками и непьющими представителями домовых комитетов.

Неверов и Булко заслужили здесь пенсию не за выслугу, а за то, что были. Винить в этом надо не местное самоуправление, а пенсионную систему. Деньги, которые главам районов давал бывший мэр на благоустройство и уборку квартальных проездов, потратили так невнятно, что никто не запомнил, на что именно, но все помнят, как делили. По качеству этих расходов система финансирования районных администраций напоминала содержание пунктов приема стеклотары, работа которых одновременно унижала всех. Отсутствие тары и очередь — потребителей, а выручка от реализации — даже приемщицу. Поэтому эффективность этих расходов через районные администрации быстро привлекла внимание аудиторов Счетной палаты и пьющей части домовых активистов, наиболее остро чувствующих неуютность придомовых территорий.

Главам районов, которые давно и уютно сидят на смете, нельзя сразу давать столько денег, да еще и с обязательством потратить все до копейки. Переварили, конечно, но был риск, что подавятся. Но испытание такими деньгами — не самое коварное для людей, увлеченных администрированием жилищных инициатив. Эти деньги были все-таки одноканальными и мечеными. А вот через полгода места для коварства будет значительно больше: власти возвращаются к регулированию рынка жилищных услуг. Здравствуй, коммунальный «совок»!

На этой неделе «белый» дом внезапно напомнил о скором введении лицензирования управляющих компаний. Власти так долго пытались подобраться к ним с легитимными полномочиями что-нибудь там порегулировать, что жилищный бизнес начал регулировать себя сам с помощью денег, которые накопил за последние несколько лет. Рынок сам себя структурирует и, собственно, как рынок, сформировался совсем недавно, когда между компаниями стали совершаться реальные сделки за деньги.

Жилищный бизнес стал укрупняться, появились группы связанных управляющих компаний с границами и внятными владельцами. Из этого бизнеса естественным образом выдавливались и продолжают выдавливаться владельцы, которые получили бизнес без денег в наследство, когда группа подчиненных Александра Макарова делила активы ликвидируемых в жилищном хозяйстве МУПов. Эти ребята так и не научились зарабатывать и несколько лет просто проедали выручку, вымывая все деньги из жилого фонда.

Это, разумеется, никакой не рынок. Статусы всех субъектов рынка перекошены, а потребительского нет вообще. Нет, какие-то потребительские права у нас с вами, конечно, есть, но никого из нас с вами они не устраивают. Но, как бизнес, вся система работает, и, несмотря на массовое сокрытие компаниями прибыли, он вполне себе рентабельный. А если судить по манерам отдельных его владельцев, он рентабелен сверх всякой меры.

Дотянуться до этих денег владельцев УК местные власти не могли никогда. Все регулирование жилищного бизнеса в Томске заканчивалось там, где начинались разговоры об участии в госпрограммах и строительных подрядах бюджета. Все. Остальная часть деятельности регулятора состояла исключительно в том, чтобы управляющие компании вывели людей на субботники и нарядили дома к очередному празднику. Вот этим и занимаются главы районных администраций на еженедельных планерках с главами управляющих компаний. Но это, скорее, дань традиции толстокожести местной власти, которая по привычке продолжает считать, что имеет какое-то отношение к жилищному хозяйству. На самом деле, владельцы управляющих компаний давно изолировали свой бизнес от власти, если не считать взяток, и зарабатывают деньги параллельно.

Теперь они придумали лицензирование. Сама по себе эта процедура для бизнеса безобидна, а для нас с вами бесполезна. Областной жилнадзор будет сертифицировать директоров УК. Следить за нарушениями лицензионных правил будут местные власти в лице районных администраций. За два нарушения по конкретному дому этот дом у компании будет из управления изыматься и выставляться на конкурс. Как будет выглядеть эта процедура, пока непонятно, поскольку власти Томска никогда раньше жилые дома на конкурс обслуживающих организаций не выставляли. В других городах такой опыт есть, и этот опыт мутный: в конкурсах никогда не выигрывает эффективная организация, поскольку главное там не вопрос цены, а вопрос репутации и лояльности к организаторам.

Представляете себе, как ерзает сейчас на своем стуле уцелевший в должности глава Советского района Сергей Автомонов? Жилищный бизнес и конкретные компании, давно связанные с именем этого чиновника, в новых условиях лицензирования УК приобретают премиум-статус в жилищном бизнесе областного центра. То же самое можно сказать и в отношении вице-мэра Владимира Хана, который до перехода на муниципальную службу занимался жилищным бизнесом. Эти люди будут регулировать процесс выполнения условий лицензированной деятельности управляющими компаниями.

С любопытством жду новых назначений в районные администрации. Мне дико интересно, кто еще станет оператором рынка жилищных услуг в Томске? Потому что стремление его контролировать не имеет ничего общего с эффективностью организации бизнеса, завязанного на жилищных услугах. Там теперь есть, что пилить.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора