23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 13494

Вспомнить все

Ровно через неделю новый мэр Томска впервые выступит с ежегодным отчетом. Так вот, прочитав за неделю до публичного отчета мэра сам отчет, я не нашел там ничего, что отличало бы мэра Кляйна от мэра Николайчука. Вообще ничего.

Прочитав документ, меня начала угнетать одна вещь: у мэра Томска за полгода не появилось никаких внятных идей. Я думал, годовой отчет — самое время молчуну рассказать о планах, ведь формат отчета подразумевает, что мэр говорит не только об итогах, но и о развитии. У них это называется «задачи». Так вот, «задачи» на 2014 год, о которых я прочитал в отчете градоначальника, меня не устраивают. Они по-прежнему мутные и липкие. Сейчас объясню.

Я наивно полагал, что за полгода у мэра накопилось достаточно пара, чтобы выпустить его смело. А мэр, похоже, все это время спускал пар втихаря, потому что 8 апреля мы от него не услышим ответов на самые важные вопросы, которые горожане задавали городской власти год и даже два года назад.

Когда депутаты на прошлой неделе «обкатывали» тезисы отчета градоначальника в гордуме, появился список дополнительных вопросов к отчету, ответов на которые они там не нашли. Я не поленился и сравнил с вопросами, которые задавались градоначальнику в ходе отчетов мэра за 2012 и 2011 годы. Нашел много общего. Скажу больше: есть упрямый список тем, о которых мэры Томска настойчиво забывали говорить в своих отчетах предметно и по существу. Этот список очень разнокалиберный, там от ОДН до строительства мусороперегрузочной станции. Поэтому скажу о том, о чем в гордуме просили мэра дважды — о долгах строительного бизнеса по аренде городской земли.

В отчете мэра за 2013 год дебиторская задолженность по аренде за землю обозначена цифрой в более чем полмиллиарда рублей. Два года назад, когда тема этих дебиторских долгов впервые возникла, она была немногим меньше. И менее циничной, но более обнадеживающей. Потому что более 60 % дебиторской задолженности по земле приходится на строительный бизнес, а его тогда только начали банкротить, и была маленькая надежда, что строительное лобби в думе Томска, контролирующее весь местный строительный бизнес, возьмет себя в руки и вернет в бюджет 300 миллионов. Но к началу 2014 года выяснилось, что за землю они должны уже 335 миллионов.

Года полтора назад я уже писал о долгах владельцев строительного бизнеса по земле. В двух словах объясню, о чем речь. После кризиса 2009-2010 годов местный строительный бизнес, обласканный снисходительностью властей в вопросах расчетов за землю, довольно быстро превратил возможность рассрочки уплаты арендных денег в механизм бесплатного наращивания своей ресурсной базы. В течение нескольких лет сотни земельных участков Томска практически бесплатно оказались в аренде у строительных компаний, которые терпеливо продолжали наращивать долги перед бюджетом города. В середине 2012 года, когда долги за аренду перевалили за 300 миллионов, выяснилось: кризис в строительном бизнесе имеет к этому процессу скромное отношение, и основная масса долгов «мертвая» только на бумаге.

Банкротства в строительном бизнесе коснулись всего нескольких компаний, а основная их часть, несмотря на многомиллионные долги по аренде, продолжала «выжимать» у города новые гектары земли. Структура этих долгов оказалась такой занимательной, что подчиненным Николайчука, которые в какой-то момент по недоразумению вывалили в думу все, что связано с расчетами строительных компаний за землю, пришлось документы отзывать, прятать и переписывать.

Там было, что переписывать. Основными должниками бюджета оказались компании, принадлежащие депутатам городской думы Мамонтову, Байрамову, Замощину, Рустамову и Чуприну. С Замощиным все было понятно, в тот момент его «СУ-13» уже тонула окончательно, и за выводом из компании активов в виде земельных участков внимательно следили кредиторы. За остальными никто не следил. Поэтому те спокойно перекладывали участки и долги с одной своей компании на другую, но аффилированность компаний, зарегистрированных по одному и тому же адресу, упрямо не видела только мэрия. По данным на май 2012 года совокупно компании только трех городских депутатов — Мамонтова, Байрамова и Замощина — должны были вернуть в бюджет в виде арендных платежей за землю более 110 миллионов.

После двух лет упорной борьбы за возврат этих долгов и вала судебных претензий мэрии совокупный долг строительного лобби в гордуме к началу 2014 года оказался еще больше. Я не знаю, каких усилий это стоило подчиненным сначала Николайчука, а потом Кляйна, но эти ребята из думы по-прежнему вполне уютно себя чувствуют в условиях жесткого бюджетного дефицита. В списке из 50 крупнейших должников по арендным платежам за землю, который появился в кулуарах думы в конце прошлой недели, фигурируют все те же компании, что и два года назад, и их совокупный долг даже вырос.

Связанные с депутатом Байрамовым строительные компании (в том числе «СК РосТом», «Томлесстрой» и ЖСК «334 ВГК») из списка департамента экономического развития мэрии должны сегодня бюджету за аренду земли более 27 миллионов. А компании депутата Мамонтова из этого списка на круг из семи-восьми аффилированных предприятий должны городу за землю более 53 миллионов.

В отчете мэра за 2013 год указано, что администрация города намерена добиваться снижения дебиторской задолженности по арендной плате за землю и в течение этого года ожидает роста объемов «просуженной» задолженности. Это очень актуальные и своевременные планы нового мэра, учитывая, что в общей массе дебиторской задолженности более 100 миллионов рублей должны компании-банкроты, и среди них компании, связанные с успешными городскими депутатами. Через неделю мэр будет вот им рассказывать о своих планах по использованию земельных ресурсов города? А те будут солидарно голосовать, утверждая отчет градоначальника?

После истории со строительством поликлиники в микрорайоне Спичфабрика, на месте которой выросла многоэтажка, мэру с подчиненными больше не нужно стесняться, что строительный бизнес «плетет с властью кружева». Мне одному кажется, что эта двусмысленность отношений завела их уже слишком далеко? Этот товарищеский матч явно затянулся и обходится городу все дороже. Я больше не хочу слышать объяснения Кобеевой, Цымбалюка и Ярцевой о долгах бюджета, когда, на самом деле, речь опять идет о банкротствах очередных депутатских «прокладок» в бизнесе.

Почему бы мэру не одеть, наконец, штаны и не сказать этим ребятам через неделю «стоп»? Почему бы вместо планов аэрофотосъемки для актуального ортофотоплана города в 2014 году не рассказать о планах снять не городские территории, которые он собирается вовлечь в хозяйственный оборот, а снять тех, кто эти территории давно «пилит»? Хотя бы на доску позора, чтобы этих ребят в мэрию пускали только на заседания административной комиссии.

Он боится, что они не поймут? Это не страшно. Мэр, главное, что поймем мы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора