23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 5039

Опять проспали

Удивил характер обсуждения вопроса сокращения федеральной части финансирования единственного медучреждения Северска — больницы № 81 на минувшем собрании облдумы. Примечательно, что депутаты подступаются к нему уже второй раз, хотя тема особой сложностью не отличается.

Ларчик открывается очень просто. Федеральный бюджет, принятый еще осенью, сократил финансирование федеральных учреждений здравоохранения. Процентов эдак на сорок, а возможно, и поболе. Спросите, к чему такие реформы? Ответ заложен в словах президента Путина, произнесенных в послании обеим палатам Федерального Собрания в декабре.

«Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за свое здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни. А страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медучреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе. Чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медучреждение, которое, по его мнению, работает лучше».

Словом, деньги должны идти через фонд ОМС и идти, как любил говаривать нынешний бурятский губернатор Наговицын, «за пациентом». То бишь по одному каналу.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), в структуру которого входит больница № 81, исключением из общего списка «пострадавших» не стала. А уж ее доля в «финансовом пироге» была почти 70 процентов. Теперь приходится урезать. «Сгинувшие» средства реформаторы советуют искать в территориальных фондах ОМС. Или обходиться тем, что осталось. Вот и все.

Выходит, при обсуждении федерального бюджета никто не озаботился выпадающими доходами? Оказывается, озаботились. Взглянем на документы Госдумы и прочтем следующие слова председателя комиссии по здравоохранению Калашникова: «На данный момент не проработаны механизмы погружения с 2014 года в систему ОМС федеральных медицинских организаций, оказывающих амбулаторную и стационарную помощь. Такие механизмы на сегодняшний день не известны Российской Федерации».

Что же касается этого самого «механизма», он достаточно прост и заключается в повышении расходной части фонда ОМС пусть не строго на «выпавшую» сумму, а хотя бы на ее часть. Но ничего подобного до настоящего времени не происходит. Увеличение с годом предыдущим едва учитывает инфляционные процессы. Да и то лишь официальные.

Возникает вопрос: зачем апеллировать к руководству ФМБА и иным ведомствам, если их лишили или почти лишили средств на поддержку региональной медицины? Но нам по-прежнему с гордостью рапортуют о встрече того или иного областного начальника с руководством вышеназванных структур. Может лучше направить свою неуемную энергию на сбалансированность бюджета фонда ОМС? Ведь число ходоков к нему из общего числа медучреждений в 2014 году будет много больше.

Но, что удивительно, принимая областной бюджет фонда, мы так и не услышали от депутатов о новом подходе к финансированию медучреждений федерального подчинения. Хотя, конечно, больше всего вопросов к депутатам федеральным. Именно их решением принят бюджет и фонда ОМС, и страны в целом. Как, впрочем, и законы, определяющие сегодня правила игры в медицинской сфере.

Остается спросить господина Чернышева, которому досталось вести отчет о своей работе на нынешнем собрании облдумы: неужели, нажимая кнопку голосования за принятие бюджета-2014, он не знал о возможных последствиях именно такого распределения денежных средств на здравоохранение? Как и его коллега Кресс вместе с единственным думским представителем области депутатом Ушаковой? Неужели не знали и не ведали, а, может, просто упустили в заботах о благе избирателя?

Впрочем, наши федеральные депутаты могли руководствоваться и иными причинами во время принятия решения по главному финансовому документу года. Да и предложение госпожи Козловской по созданию комиссии несколько запоздало. Ну, создадут, ну проверят, ну убедятся, что оставшимися после реформы «семью хлебами» всех страждущих не накормить, а сокращения вкупе со снижением зарплаты, увы, уже стали явью. Затем сообщат с чувством гордости за исполненный долг об отсутствии полномочий — и все на этом.

Беда еще в том, что пострадали от «одноканальности» не только больница № 81, а практически все учреждения здравоохранения федерального подчинения, коих в области далеко не единицы. И голоса тревоги от них уже прозвучали, и они не самые оптимистичные. В 81-й больнице уже идут сокращения персонала и числа койкомест.

И вот я хочу спросить у наших парламентариев, почему бы не приступить к обсуждению проблемы еще в ноябре, когда события приобрели общественный резонанс, а подготовка «бюджетного пирога» еще была далека от завершения? Почему бы от имени областной думы еще тогда не направить обращение в адрес президента и правительства о недопустимости подобных шагов, в какой бы сладкий соус их не обволакивали мудрые реформаторы?

Почему бы департаменту здравоохранения во главе с госпожой Кобяковой не подготовить и не провести с участием губернатора области совещание по выработке планов работы в новых условиях? Почему бы депутатам даже сегодня не обсуждать столь животрепещущую проблему, как принято говорить, «с голоса», а включить вопрос в повестку дня с исполнением всех необходимых процедур, вплоть до выработки решения вопроса?

Почему бы не поддержать руководителя северской больницы № 81 и его коллег из других медучреждений, оставленных фактически один на один с нависшей проблемой? А мы все уповаем на комиссию, которую еще предстоит создать.

К слову, координатор проекта партии власти «Здоровье», председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Рязанский уже заявил, что проконтролирует ситуацию со здравоохранением в Томской области. И даже обещал обратить внимание сенатора от региона Чернышева на проблемы здравоохранения в регионе. Теперь уж точно заживем!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора