26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 5689

Добро пожаловать в кризис!

Последнее время в Томске много говорили о деньгах. Точнее, об их отсутствии. Первым «договорился» до слова «кризис» председатель комитета по бюджету, экономике и собственности гордумы Кирилл Новожилов. Мол, докатилась до нас очередная волна, которая случается раз в пять-шесть лет. До этого все больше кивали на рецессию. Но совсем ошарашил в четверг областной «министр финансов» Александр Феденев.

Из его слов выходит, что мы не то что живем в кризисе, а живем давно! По нашим прикидкам, говорит, все самое страшное уже случилось в 2013-м, дальше будет легче. Оба-на! В прошлую «волну», в 2008-м, все на уши вставали, каждую неделю штаб в «белом» доме собирали, антикризисные меры придумывали, пособия по безработице раздавали направо и налево. «Томский вестник» под сурдинку угробили. Но это я о своем, о девичьем... Факт тот, что о том кризисе все трубили, а про нынешний молчали. Поневоле задумаешься: а был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?

Не знаю, как насчет влияния затоваренной бочкотары на нью-йоркских фондовых биржах на собираемость НДФЛ (подоходного налога по-старому). Но в отдельно взятой Томской области она падает, а в ее «столице» из 60-ти относительно крупных налогоплательщиков осталось 30. Налога на доходы физических лиц в Томске «недособрали» 300 миллионов! Налоговая «не ловит мышей»? Мелкий бизнес ушел в тень после несусветной реформы, по которой его приравняли по социальному налогу к крупному? Задолженность по зарплате выросла вдвое (хотя это скорее не причина, а следствие)?

Все так, все так... Но лично меня все же больше тревожит другое. По словам спикера облдумы Оксаны Козловской, не радуют основные налогоплательщики, «тяжеловесы»: газовики и нефтянка. А если стагнируют уже и сырьевые отрасли — ну это, ребята, гаси свет.

Цитирую Козловскую дословно: «Формирование бюджетов всех уровней происходит в очень непростых экономических условиях. Экономика нашей страны растет медленнее не только общемировой, но и экономик развивающихся стран. В этом году ВВП России в лучшем случае вырастет на 1,8 %. Одна из серьезных мер — замораживание на год тарифов естественных монополий для предприятий. Это решение позволит дать передышку бизнесу и сократить расходы бюджетов. Принят комплекс мер по оптимизации деятельности ресурсоснабжающих организаций, в том числе вводится финансовый аудит тарифов, декларации о доходах руководителей госкорпораций. По оценкам экспертов, это приведет к снижению инфляции и дополнительному росту экономики на 1 % ВВП».

На один процент?! Стоит ли огород городить. Вот губернатор (ай, молодец) отвоевал у федерации 2,7 миллиарда в пользу области «на выравнивание бюджетной обеспеченности». Сколько это в масштабах региона? Ну, запланированные доходы областного бюджета на 2014 год — 42,9 миллиарда рублей, дефицит бюджета — 3,2 миллиарда. (Сильно грузить читателя цифирью не буду, вся она в открытом доступе).

Так что немало, конечно. Прошу не засчитывать как прогиб, просто данная нам в ощущениях реальность такова: хочешь жить хорошо — умей по максимуму «отжать» федерацию. Кстати, основная претензия людей понимающих к прошлому губернатору состояла вовсе не в том, что он погубил чью-то бабушку, а что «сдавал» Москве одну налоговую позицию за другой. А в качестве компенсации (надо же за счет чего-то кормить село) обирал Томск, доведя постепенно до той степени нищеты, которую мы сейчас наблюдаем. Ведь сколько бы наши власть предержащие ни говорили, что бюджетная обеспеченность Томска примерно такая же, как у других сибирских городов, все-таки 8-10 копеек — это где-то в хвосте рейтинга. Правда, нам пообещали (областной бюджет) 600 миллионов с хвостом на погашение госдолга. Но при этом запланировали понижение дотаций на исполнение функций областного центра в бюджете 2014 и последующего годов.

Зарабатывать в таких условиях скучно. Рубль заработал — 92 копейки отдай! Смысл упираться? А упираться надо, потому что иначе вообще никуда. Поневоле посочувствуешь новому мэру, как это сделал на собрании гордумы во вторник Александр Деев. Мол, досталось вам, Иван Григорьевич, не только разграбленное городское хозяйство, но и беспрецедентный дефицит бюджета и невиданный размер муниципального долга. Правда, я бы не стала, извините за грубость, «валить все на покойника». Деев, правда, оговорился, что дума тоже должна разделить часть ответственности.

Признаемся честно: все годы работы нынешнего состава он был безупречно лоялен как по отношению к Николайчуку (ну за исключением самого Деева и неожиданно устроившего бунт на корабле Казакова), так и к «вышним». Максимум, на что решались депутаты — это писать письма-обращения к старшим товарищам из облдумы. Но я что-то не помню, чтобы эти послания хотя бы раз обсуждались на думских собраниях. (Если забыла — прошу прощения заранее).

Не помню и пламенных выступлений областных депутатов-горожан в защиту Томска и его бюджета. Куда там до горячих речей Олега Громова! Вот и на последней думе асиновский депутат вновь отстаивал интересы сельских территорий по распределению средств дорожного фонда. Мол, предложенная методика приведет к окончательной деградации дорог в глубинке. Горожане при это опять же «интеллигентно» промолчали.

Между тем их «младшие братья» несколько дней спустя решили к областным же депутатам и обратиться, чтобы методику пересчитали в пользу города. Мол, по действующей системе дороги считают тупо по километражу, поэтому «солнечному Тегульдету» досталось денег больше, чем Томску, где нагрузка на километр потяжелее, чем в Москве.

Честное слово, в таких случаях даже не знаешь, смеяться или плакать. Ну ладно, областные депутаты-томичи не слушают трансляции собраний городской думы. Вроде как не царское дело. Но и горожане не интересуются собраниями областного парламента! Не первый раз замечаю: два органа работают фактически автономно, зачастую даже не зная, какие решения принимают «старшие» и «младшие», чем дышат, и какие настроения там преобладают. А говорить о городском лобби в областной думе вообще смешно! Хотя, по идее, оно должно быть.

В общем, пока получается так. С какими бы параметрами ни принимался областной и городской бюджеты (имеется в виду Томск, конечно), реальная возможность для позитивных сдвигов зависит не столько от цифр, сколько от благоволения «вышних». Об этом достаточно прямо и определенно применительно к областному бюджету и злосчастному дорожному фонду говорил замгубернатора Александр Феденев. Удастся нам (региональной власти) доказать, что налоговые претензии к субъекту со стороны федерации завышены, будем на коне. Не удастся — будет туго. Но шансы есть.

Что касается Томска, то о возможности пересмотра именно методик (а не пожертвований с барского плеча) пока вроде никто не говорит. А это значит, что город опять будет получать за два месяца до конца финансового года ненужные ему сотни миллионов на строительство спортивного манежа и мучительно искать деньги на ливневки и кладбища.

Кстати, зря народ в коментах ехидничает по поводу посещения Кляйном таких «важных социальных объектов» как мусорный полигон в Сухоречье и воронинское кладбище. Выразился мэр, конечно, весьма неудачно, но объекты в самом деле первостепенной важности. Мертвые сраму не имут, но не на земле же их оставлять! А хоронить скоро станет негде... Что творилось весной с мусором, думаю, тем более не имеет смысла рассказывать. Так что не смешно это, господа портальские, совсем не смешно...

Да, чтоб не перепугать всех вусмерть. Разные финансовые сложности, как на областном, так и на городском уровне, касаются в основном статей развития. Ну чего-то там где-то не построят, не проложат дорогу. Все защищенные статьи, и в первую очередь социалка никоим образом не пострадают. Расходы на социокультурную сферу превысят 30 миллиардов рублей — 65,6 % всей расходной части бюджета. Это называется «социально направленный бюджет». Он же — «бюджет проедания». Хорошо это или плохо, судите сами.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора