18 октября, пятница
+9°$ 97,15
Прочтений: 4298

Только ли картошка виновата...

В поселке Новый Васюган в начале 80-х годов на три тысячи жителей было три человека, которые отказывались голосовать на выборах. Ух, как «долбили» за них васюганцев партийные органы района! Ведь эти отказники портили благостную картину и не давали району достичь вожделенных 99,99 процента.

К двум из них накануне «выборОв» посылали целые делегации переговорщиков во главе с секретарем парторганизации. К третьему даже не совались: бесполезно! Все знали, что старик Яковлев — бывший белогвардеец, сосланный в глубинку Нарымского края, никогда в жизни за советскую власть не голосовал и голосовать не станет.

8 сентября 2013 года в голосовании на дополнительных выборах в думу Томска по Академическому округу № 3 приняли участие 7,37 процента избирателей. На округе Центральном № 4 явка составила чуть больше шести процентов. Схожая картина и на довыборах в областную думу. По Белозерскому округу Томска явка 7,3 процента. По северу, где областного депутата выбирали Стрежевой и Александровское, она в три раза «лучше» — приближается к 18 процентам. Выходит, что за набравших большинство кандидатов (все от партии власти) отдал голос лишь каждый двадцатый, а то и тридцатый из внесенных в списки избирателей.

Как мы дошли до жизни такой? А постепенно. Вначале махнули рукой на тех, у кого место жительства не совпадает с местом регистрации. Если внесен в списки, но годами не приходит, ну и черт с ним! Может, он такой несознательный? Если фактически живет в этом городе и хочет воспользоваться своим правом избирать, но прописки здесь не имеет — его проблемы! Пусть едет за тысячи километров за открепительным. А теперь уже и открепительные предлагают отменить.

К минимуму свели участие в голосовании работающих на вахте : нефтяников, газовиков, строителей, лесозаготовителей. Самых, что ни на есть, налогоплательщиков. А их ведь по области работает немало — тысяч десять, если не больше. До одних во время выборов федерального уровня вертолет долетит, до других — нет. Кто-то знает о времени и месте голосования, кто-то во временном городке в тайге о нем слыхом не слыхивал.

Свои «пять копеек» добавили ликвидация строки «Против всех» и отсутствие, если говорить о нашей области, настоящей конкуренции.

Доконало явку избирателей решение о переносе единого дня голосования на начало сентября. Весной прошлого года я с изумлением слушала, как тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил: «Насчет сентября у меня нет возражений. Месяц хороший, достаточно теплый, настроение хорошее, хочется ходить на выборы». И добавил, что ко второму воскресенью сентября «урожай уже убран».

В первый момент я не поверила своим ушам. Это ж надо так не знать и не понимать страну, во главе которой ты стоишь! А потом Дмитрий Анатольевич добавил про то, что, вообще-то, у него день рождения 14 сентября, и он не против в этот день сходить отдать свой голос, а потом уже праздновать.

Мда-а… У меня день рождения тоже в один из этих теплых сентябрьских дней. И я помню, как однажды ко мне не пришли гости. Было это на второй год работы в том самом Новом Васюгане, куда я приехала по распределению. Накрыв в воскресенье стол, я смотрела на него в полном недоумении: куда все делись? «Ты извини, пожалуйста! — одна за другой подходили в понедельник в учительской приятельницы-педагоги. — Мы с семьей копали картошку. Такая погода стоит! А выходной, сама понимаешь, единственный».

И вот 8 сентября 2013 года. Первые выборы в непривычное время. Предложив свою помощь кандидату от «Яблока», наблюдаю за выборами на необычном участке. Он находится в общежитии педуниверситета, и голосуют здесь только те, кто живет в двух соединенных переходом «общагах» — студенты и несколько сотрудников. Забавно смотреть, как разбуженные старостами «ребятишки» идут на участок в шортах и шлепанцах, махровых халатиках с детскими рисунками. Вот кто-то с мокрыми волосами — видно, сразу после душа.

Одна из девчонок вообще в бигудях. «Ничего, что мы в таком виде?» — спрашивают смущенно. «Ничего. Главное, что паспорта и регистрация с собой», — добродушно отвечает им председатель комиссии, она же — завобщежитием. Некоторые из ребят голосуют в первый раз, теряются, не находят вход в кабинку.

Пока никого нет, расспрашиваю председателя и членов комиссии. Любопытно, что списки избирателей здесь каждый раз составляются заново: после окончания учебного года временная регистрация у студентов заканчивается, а заехав в сентябре, они снова подают на прописку.

В каждом из двух общежитий — «тройке» и «четверке» — по 460 мест. В прежних выборах голосовать приходили около 700 их обитателей. Теперь же в списки внесли лишь 399 человек. Пятикурсники до конца октября будут на практике. Не подъехала магистратура, не все студенты еще здесь. Тех из ребят, кто заселился, а к паспортистке сходить не успел, без регистрации голосовать не допускают.

Идут не очень активно. Как говорят в таких случаях, тянутся. К вечеру начинают возвращаться те, кто уезжал на выходные помочь родителям копать картошку. Затащив в комнаты тяжелые сумки с привезенными от родителей продуктами, идут проголосовать. Успевают не все. Участок закрывается. Протоколы у комиссии готовы уже через час. Много ли надо времени, чтобы разложить по кучкам и пересчитать 230 бюллетеней?

Вечером у моих друзей по «Фейсбуку», среди которых двое баллотировались, разворачивается небольшая дискуссия. Одни винят людское равнодушие, другие — недоработку (случайную ли?) комиссий, при которой многие томичи вообще не знали о предстоящих выборах.

«Те, кто переносил выборы на начало сентября, дело знают. Именно такой явки и добивались, особенно по Москве, где еще и День города. Если бы не было Навального с его шумом, вообще десять процентов бы пришло. Так что странно винить народ, — пишет одна из участниц обсуждения. И добавляет: «А учителя в УИКах, кроме того, что в начале учебного года всякой мурой заняты, еще и отпуск свой вынуждены тратить на работу в комиссии. Только не надо говорить, что это их личный выбор — это выбор их тощего кошелька».

Трудно с этим не согласиться. Я уже думала: это ж надо так безжалостно относиться к членам избиркомов сел и маленьких городков — учителям, немногочисленным специалистам и интеллигенции! В стране, где половина населения, а в провинции — и еще больше — балансирует на грани бедности, где в точном соответствии с пословицей осенний день год кормит, устроить в начале сентября электоральное действо!

Если кто-то хотел окончательно отвратить россиян от привычки ходить на выборы, он этого достиг. Уже не удивляясь, читаю вчерашние сообщения о том, что «выборы для «Единой России» прошли успешно», и что перенос их со второго воскресенья сентября «ЕР» считает нецелесообразным. Ну еще бы! Они и в Еврейской автономной области, затопленной Амуром, перенести выборы не дали. Хотя глава ЕАО слезно просил: «Не стоит во время бедствия отвлекать на это силы и средства».

«Политические партии, в особенности парламентские, забыли, что, кроме них, есть еще другой субъект избирательного процесса — сам избиратель», — признал во время пресс-конференции 9 сентября глава областного избиркома Эльман Юсубов.

Когда власть плюет на народ, народ отвечает тем же. Он отворачивается и наклоняется к картофельным рядам, показав при этом то место, которое… Ну, вы понимаете. Но это до поры до времени.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора