В ожидании мэра
Смена власти в истории России — хороший повод для «переоценки ценностей». Ну кто бы мог подумать, что после ухода Кресса окажется, что именно на селе у нас куча проблем. Надои приписанные, закредитовка жуткая. Да и в остальном «идем куда-то не туда». В трех инновациях заблудились. Доходы вроде бы и росли, но с учетом инфляции как бы и не очень. И полетел в спину экс-губернатору такой ком злобы и ненависти от «благодарных томичей», что жутко стало.
Но, может, и были основания? До сих пор приходится слышать, что достойных соперников у Виктора Мельхиоровича якобы не было. Конечно. Откуда ж им было появиться, если «зачистка» велась на дальних подступах. Самый яркий пример — ненадолго задержавшийся в наших пенатах харизматичный директор СХК Валерий Ларин. Стоило ему единожды то ли в шутку, то ли всерьез согласиться с предположением журналистов об участии в губернаторских выборах, скоро и духа ларинского в Томской области не осталось. Перевели по линии Минатома, с хорошим повышением даже.
С мэрами нам «повезло» больше. В том смысле у Томска имеется разный опыт приходов и уходов градоначальников. Опыт легитимного смещения мэра в результате честных выборов — так пришел к власти яркий политик Александр Макаров, сменив «крепкого хозяйственника» Геннадия Коновалова. И недопущения «смены караула» с помощью довольно-таки грязных технологий: макаровского соперника Юрия (Юсуба) Галямова «уничтожили» во втором туре, разыграв национальную карту. За одну ночь все заборы Томска украсил слоган «Татары! Это наш город!»
Последние выборы Александр Сергеевич тоже мог проиграть, но тогда пришлись кстати деньги РКС и договоренности, достигнутые с самым сильным из соперников. В итоге свою мэрскую деятельность самый любимый томичами мэр закончил так, как закончил.
Действо, разыгранное для водворения Николая Николайчука в кресло градоначальника, уже ни в какие ворота не лезло. Вожделенное место он получил, но так и остался на все годы своего правления в памяти народной: нелегитимный мэр, посаженный в кресло Крессом. Сменился губернатор — пришла пора уйти и ему. Надо бы это делать сразу, но все на что-то надеялся. На что? На замов, которые уже откровенно смотрели в сторону? На заезжих «мозголомов»? На купленные рейтинги?
Самое обидное (наверное) для мэра — то, что все его старания, как по воле какого-то злобного волшебника, оборачивались против него же. Мусор, снег, общественный транспорт — всякое лыко оказывалось не в строку, каждый раз, пытаясь «показаться» новому начальству, бедный Николай Алексеевич оказывался в малопочтенной роли унтер-офицерской вдовы.
Скажете, никакой он не бедный? Наверное. Не знаю. В принципе, я даже готова согласиться с теми, кто утверждает: лично Николайчук «не брал». Да, конечно, имел ряд преференций, которые более-менее прилагаются к должности, типа знаменитого «Экуса» и дачи в Калтае. «Вы считаете, мэр полумиллионного города должен ездить на «Запорожце?» — парировал градоначальник, не подозревая, что фактически повторяет слова Макарова: «А что, мои родственники должны жить в теплотрассе?»
Сам Николайчук, конечно, их вряд ли помнит: он в те времена еще имел прямое отношение именно к теплотрассе, являясь освобожденным председателем профкома ТЭЦ-3. Энергетическое лобби, в то время такое же сильное, как ныне строительное, оторвало его от профвзносов и путевок в детские лагеря, посадив сначала в депутатское, а затем, с помощью Макарова, и в освободившееся спикерское кресло. Откуда уже по собственному хотению и Крессову велению был фактически назначен мэром Томска.
За что, собственно и поплатился. Будут ли на основании его горького опыта сделаны выводы? Ох...
Разбирая наследство своего шефа, его бывшая правая рука и первый зам Евгений Паршуто особо с «добровольно» ушедшим не церемонился. Из приоритетных проектов 2011-2012-2013 годов первыми тормознули «Остановки Томска». Не исключено, что он таки будет продолжен, но уже прокуратурой. Скоростной трамвай до нас вряд ли доедет, третий мост повис в воздухе до лучших времен. Левобережную дорогу — без привязки к нему — достроить надо бы: зарыли уже полтора миллиарда! Требуется столько же.
Мечты о цивилизации Михайловской рощи ждут частного инвестора с нежной душой и бездонным кошельком. (Утешимся хотя бы тем, что «известный бизнесмен» Быков из Красноярска к проекту охладел). Туманны и перспективы застройки левобережья. Коттеджный поселок Аникино ждет девелопера.
Итого что же в плюсах? Индустриальный парк, который заложили на днях; частичное решение проблемы с детскими садами — в основном за счет вышестоящих бюджетов; «пилот» по реконструкции хрущевки на Комсомольском. Из громко заявленных проектов, пожалуй, все. Однако не будем мелочиться: добавим в зачет ушедшему мэру реанимацию городского транспорта.
Можно приплюсовать несколько статуй сомнительной художественной ценности (Макаров оставил бюст Пушкина работы Аникушина и знаменитый на всю страну «Чехов глазами пьяного мужика...» Леонтия Усова); чипсил; продолжение политики «ползучего уничтожения» деревянных памятников; новые микрорайоны с красивыми названиями, но без парковок и даже контейнерных площадок под мусор. А еще убитые дороги, ливневки, инженерные сооружения... Так или иначе, но эти проблемы новому мэру придется решать.
Еще один итог — 1,6 миллиарда рублей, требуемых для завершения важных для города объектов. Будут ли деньги выделены областью под конкретного кандидата в мэры, каким-то образом найдены в городском бюджете или недострой останется напоминание о том, что не все решает даже гибкая спина? Ответ мы узнаем достаточно скоро. Как и то, насколько нынешняя администрация извлекла уроки из опыта предшествующей. В частности, насколько жестко будет проводить свою кандидатуру.
Но дело-то, в общем, не в кандидатуре. Ну, то есть, и в ней, конечно, но не только. Превратить Томск в процветающий город при нынешних межбюджетных отношениях нельзя. Сколько бы город не зарабатывал, ему все равно остается около десяти копеек с рубля. Дать больше — значит, отобрать у села. Которое уже привыкло, что деньги падают с неба. Отсюда-то, в общем, и все сказочные проекты ушедшего мэра. Хотелось прорыва, а предлагалось удобно располагаться на прокрустовом ложе.
Удастся ли новому «ставленнику власти» переломить ситуацию? Вряд ли. Разве в случае, если регион сможет, в свою очередь, отвоевать кусок бюджетного пирога у федерации. Что еще менее вероятно. По силам ли переломить ситуацию «оппозиционеру»? Даже не смешно. Что же остается? Выбирать достойного, как говорится. В идеале — в связке с первым замом. А то тут уже такие кандидатуры всплыли — оторопь берет. Паршуто, кстати, говорят, и в самом деле уходит. Удачи. Впрочем, она и нам всем не помешает.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора