22 ноября, пятница
-3°$ 100,68
Прочтений: 5334

Диктат диктанта

С момента последнего «Тотального диктанта» прошла неделя, а в прессе очень много рассуждений, в основном носящих негативный оттенок. Каждый задается единственным вопросом: зачем? И найти на него ответ практически невозможно. Кажется, что его не знают и сами авторы данного проекта.

Русский язык велик и могуч — все мы знаем это еще со школьных времен. Каждый полагает, что запаса знаний ему хватит на всю оставшуюся жизнь, а потому с удовольствием идет на «Тотальный диктант» в надежде проверить себя… и в итоге получает «два». Но, поверьте, дело не в вас, а в том, ЧТО вам диктуют и КАК диктуют.

Когда меня пригласили «диктатором» на площадку в ТГПУ, я сразу согласилась. Любопытство и интерес доминировали над страхом, но когда увидела в аудитории не менее 150 человек, от моей уверенности мало что осталось. Мужчины и женщины, дети с родителями и без, старики и старушки, десятки молодых людей вне возраста и пола… Считая, что у меня хорошо поставленные голос и дикция, а потому справлюсь на раз-два с поставленной задачей, я разочаровалась в себе очень быстро. Когда последнее слово было прочитано, все громко зааплодировали, а мне было очень неуютно.

Недовольство собой было связано с тем, что очень сложно подстроиться под пишущих. У всех разный темп письма и разное восприятие текста на слух, потому мне так и не удалось найти правильный ритм диктовки. Думаю, на будущий год имеет смысл на все площадки пригласить диктаторов прежних лет, которые получают удовольствие от самого процесса уже не повторит допущенные ошибки, если таковые были.

Что касается самого текста Дины Рубиной, которой в этом году предложили выступить автором «Тотального диктанта», то он, увы, не порадовал. Пунктуационные «заморочки», излишняя пафосность и совершенно не связанные между собой по форме и содержанию слова. Не думаю, что подобный текст кого-то приблизил к российской литературе или поведал о чем-то сокровенном и важном. Речь шла о том, что мы не готовы к такому «чудовищу» как Интернет, что он засоряет нам мозги и души, но возьму на себя смелость предположить, что и подобные тексты занимаются тем же самым.

Посмею предположить, что если бы человек приходил писать диктант и слушал текст Бунина или Куприна, Чехова или Андреева, то, придя домой, он неизбежно снимал бы с полки томик, для начала просто проверить себя, а потом все больше и больше проникаясь духом и буквой читаемого. В данном случае необходимые цели были бы достигнуты: и повышение уровня грамотности, и самопроверка, и погружение в русскую литературу. А после подобного текста только комплекс неполноценности может разыграться и у того, кто пишет, и у того, кто диктует. Результаты грустные: положительных оценок практически нет, а если у людей такая жажда самопроверки, значит, есть уверенность в своих силах, но при таком слоге, стиле и смысле, который задала нам Дина Рубина, проверить себя невозможно. В нынешнем варианте «Тотальный диктант» — это очередной продукт сегодняшней политики, ни о чем и ни для кого.

Кстати, губернатор Ульяновска самолично заменил текст Дины Рубиной, и жители писали диктант о художнике Аркадии Пластове. Был скандал, но полагаю, что ульяновцам повезло. Во всяком случае, это было информативно и в контексте современных культурных процессов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора