23 октября, среда
+3°$ 96,59
Прочтений: 4301

Нереально эффективный Абдула

Стукнул месяц, как 37 таджикских трудовых мигрантов попали в Томск. Это, как вы помните, был такой «пробник» из той самой квоты ФМС на 250 гастарбайтеров из Узбекистана и Таджикистана, которую согласовали «Спецавтохозяйству» еще в 2012 году. А на прошлой неделе подъехали еще 14. И, вот я сейчас хочу понять, что из всего этого получилось.

Сначала о том, что я думаю про организованную трудовую миграцию.

Ввоз иностранной рабочей силы — нормальная практика для компаний, в которых есть иностранный капитал. Если китайцы строят под Томском лесоперерабатывающий завод, они везут сюда своих работников. И для компании это дешевле, чем нанимать местных. Это во-первых. Во-вторых, когда на китайском заводе под Томском работают китайцы, производственные циклы там почему-то не рвутся от воздействия внешних факторов, если, конечно, это не фискальные органы или спецслужбы. И там все работает. Ну а в-третьих, это тупо все часть госполитики КНР.

Когда иностранную рабочую силу завозят компании, напрямую связанные с органами власти в России, это, конечно, очень сомнительная и двусмысленная история. Понятно, почему, да?

«Спецавтохозяйство», оформлявшее квоту на рабочих из Средней Азии, — унитарное предприятие. Это влечет серьезные ограничения, связанные с собственностью, которая у МУПов может быть только в хозяйственном ведении. Но, с другой стороны, согласно ГК, унитарное предприятие — это коммерческое юридическое лицо. Это значит, что его деятельность связана только с извлечением прибыли. Мораль проста: власти города считают, что привлечение трудовых мигрантов для ручной уличной уборки Томска, эффективнее, чем набор пьющих дворников через местную биржу труда. Но про деньги я скажу ниже, отдельно.

Эту историю я считаю двусмысленной, потому что в ней эффективность выдавливает все остальное. Мэрии и «САХу» скучно возиться с местными дворниками, придумывать какие-то схемы доплат через центры занятости просто потому, что тема занятости местного населения — не тема местного самоуправления. Если мэр плохо справляется с уборкой города, рано или поздно ему дадут по шапке. А медаль за положительную динамику в один пункт статистики безработных не дадут никогда.

Теперь об эффективности. Сколько стоил этот «пробник» партии трудовых мигрантов? Кто оператор доставки почти 40 человек, и кто ему за это заплатил? Кто занимался оформлением бумаг в УФМС, экзаменами, медосмотром? Почему все это невероятно быстро крутилось? Это все сделал их бригадир Абдул за свой счет?

Ну, Абдул тогда эффективный, да. И в традициях его родины земляки, которых он привез сюда зарабатывать по 16 тысяч рублей в месяц, должны быть благодарны ему еще довольно продолжительное время. Ничего не поделаешь, традиция. И в эту восточную сказку, которая там, кстати, часть обычной предпринимательской практики, мы должны поверить, да?

Сама по себе тема с гастарбайтерами из Таджикистана мало кого серьезно смутила в Томске, вы заметили? Ну, нам же самим некогда прибираться, у нас IT-технологии и нанофильтры. Ну, да, бухают дворники, таксисты иной раз «обдолбанные» попадаются. Да и в думе, бывает, после обеденного перерыва перегар. Все это никого не смущает давно.

Но вы все стали визжать, когда заговорили о зарплате, которую обещали дворникам из среднеазиатских стран. Так что теперь давайте про деньги.

16-17 тысяч рублей — астрономическая сумма даже для непьющего местного дворника. Спросите у своего, сколько он зарабатывает? Я вам сейчас объясню, откуда взялись эти цифры.

В конце прошлого двумя постановлениям администрации года были утверждены новые тарифы на услуги УМП «Спецавтохозяйство». Одно постановление за № 1 315, второе — за № 1 390. Не поленился и провел сравнительный анализ видов услуг, которыми занимаются таджикские гастарбайтеры.

В «Спецавтохозяйстве» официально говорят, что за 16 тысяч рублей дворник должен за смену убрать более четырех тысяч квадратных метров. Это сравнимо с площадью придомовой территории большого многоквартирного дома. Знаете, сколько получает дворник управляющей компании за то, что гребет снег вокруг этого дома? В четыре с лишним раза меньше, чем «САХ» обещает таджикам. И это не потому, что УК жадные, а они жадные — просто тариф на уборку дворов согласовывают собственники домов. Тарифы «САХа» утверждает собственник предприятия — администрация города.

Предельный тариф на ручную уборку тротуаров «Спецавтохозяйства» составляет 3,79 рубля за метр квадратный с НДС. Это в 11 с лишним раз больше, чем в среднем по управляющим компаниям, которые работают в областном центре. Тарифы «САХа» на немеханизированную уборку завышены в разы. В некоторых случаях — в десять и более раз. А есть еще тарифы, которые просто сравнить не с чем. Например, ручная уборка остановок общественного транспорта в зимний период: 357 рублей за штуку. Скоро там везде будет Wi-Fi и трудовые мигранты в оранжевых жилетах с кирками. За уборку тротуаров от наледи — еще отдельный тариф. Плюс лестничные сходы и ручная погрузка снега в бортовую машину. Есть, короче, на чем «рисовать» 16 тысяч зарплаты гастарбайтерам.

Обсуждая ценник в УК и «САХе», можно, конечно, смыть категоричность и перебирать скидочные купоны: кто тут добросовестнее, можно ли летом выходить на работу три раза в неделю, а зимой — четыре, и т.д. Можно считать трудодни, спецодежду и пустые бутылки. Это можно, но с тарифами реально все так, как я сказал. Издержки «Спецавтохозяйства» дорого нам обходятся. Это, к слову, об эффективности, раз обещал про деньги.

Теперь последнее. Я не могу понять, как эти ребята, едва приехав в Томск, сдали экзамен по русскому языку. В свой первый день в нашем городе почти никто из них не смог в столовой гостиницы на Мостовой даже еду самостоятельно купить. Ну, ладно, в Томске на улице Мостовой не готовят суп из джугары, янчмиш и самбусу вараки. Вам эти названия о чем-то говорят? Ну а почему они должны знать, как называется наша столовская еда, а?

Если серьезно, то, по свидетельству некоторых людей, большинство из приезжих на работу в «САХ» гастарбайтеров на самом деле очень плохо говорят по-русски. Те, кто раньше уже подметал российские города, говорят и считают вполне себе нормально. Но те из них, кто до этого подметал только на родине, не говорят по-русски даже на уровне своей покупательской способности.

И при этом спустя всего несколько дней все они умудрились успешно сдать тест по русскому языку в Томском госуниверситете. Ну и приняли бы их в ТГУ сразу на заочное отделение, если результатами теста довольны. Но в УФМС говорят, что результаты тестов отправили в Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Может, туда примут? Абдула реально эффективный таджик.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора