23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3991

Зеленый свет для самостроя

Самовольному строительству, по сути, дан зеленый свет. Оптимистичный релиз мэрии на прошлой неделе о выигранных судах и предстоящем сносе выявленных самостроев при ближайшем рассмотрении оказался мыльным пузырем. Ну или не очень умным пиар-ходом, рассчитанным на то, что никто не будет выяснять, что же на самом деле собирается так торжественно сносить мэрия.

Собственно, что же она должна сносить? Конечно же, в первую очередь жилые дома. Те самые «заливные» и им подобные, построенные неизвестно из чего. Те, которые первый вице-мэр по осени назвал «недоквартирами», и которые активно продавались в том числе и под маткапитал молодым семьям. Продавались активно они ровно до того момента, пока не грянул скандал с Заливной, 19, и мэрия не обнародовала свои намерения снести весь этот многоэтажный и многочисленный самострой. Появление на сайте муниципалитета раздела с перечнем незаконно строящихся домов еще больше подрезало застройщиков и их риэлторов. Списки с «домами под снос» копировались и размещались на самых популярных томских сайтах. Думается, что это уберегло многих от необдуманного шага по покупке такого дешевого недожилья.

Потом скандал стал затихать, а в твердой, казалось бы, позиции мэрии появились первые трещинки. Вот в декабрьском интервью главный архитектор Владимир Коренев говорит, что «многие справили в таких домах новоселье, и оставить людей без крыши над головой мы не можем». Там же впервые звучат слова про то, что власти готовы наоборот помочь узаконить этот самострой. Правда, с оговоркой: «если заключения санэпидемстанции, экологов и государственные строительные экспертизы говорят, что жильцы могут безопасно проживать в построенном доме».

В это же время мэрия тупо «слила» иск по Кольцевому. Изначально предполагалось, что этот судебный процесс и следующий за ним снос станут этакой показательной поркой, которая хоть чуть-чуть приостановит весь этот строительный беспредел. Однако суд мэрией был проигран. По каким основаниям, так и осталось загадкой, но никаких реальных шагов к победе так сделано и не было. Никаких тебе упомянутых выше заключений экологов и санитарных врачей, никаких строительно-технических экспертиз. Хотя даже беглый осмотр дома заставляет задуматься о безопасности проживающих в нем людей: сквозные и залитые пеной трещины по всему периметру фундамента, отваливающиеся углы, стекающие по стенам невесть откуда взявшиеся струи воды.

Обнародованный на прошлой неделе список объектов, которые снесут, оптимизма почему-то не добавляет. В нем нет ни одного индивидуального жилого дома, превращенного в многоквартирник. Что есть? А есть какие-то гаражи и сауны, пристройки и железные ангары. Тот же злосчастный дом по Заливной, 19, отсутствует не только в списке побед, но и в списке поражений. Речи о его сносе вообще сегодня не идет. И заселенные туда полгода назад детдомовцы так и продолжают обитать в своих каморках. Но ведь и из этого дома можно было устроить образцовый процесс для устрашения самовольщиков. Помимо уже доказанного нарушения санитарных норм в ход могло бы пойти и заключение «Томскгеомониторинга» о расположении его в оползневой зоне. Но вновь власти стоят перед строителями с поднятыми руками.

Понимают ли чиновники, что они сами развязывают руки этим застройщикам, и спустя еще лет пять мы получим уже не несколько десятков подобных домов, а сотни? Да, понимают. Но куда больше их страшит толпа выселенных из самостроя людей, которые будут пикетировать мэрию и жаловаться во все инстанции, как это делали «обманутые дольщики».

Вот первый вице-мэр Евгений Паршуто объясняет, что нельзя сносить это жилье. Нельзя хотя бы потому, что оно лучше десятков деревянных бараков, обреченных еще не одно десятилетие ждать расселения. Нельзя, потому что власти не в состоянии обеспечить нуждающихся лучшим жильем, и такие каморки, как на Заливной, все равно будут пользоваться спросом и выигрывать в конкурсах благодаря цене. Конечно, если эти дома опасны, говорит вице-мэр, их нужно сносить, но без фанатизма. И становится понятно: предпринимать попытки доказать это, проводить экспертизы и обследования никто не будет. Потому что вопрос переселения этих граждан вновь станет головной болью для мэрии.

Конечно, если следовать букве закона, то не станет. Ведь аварийное и представляющее опасность жилье должны демонтировать его собственники за свой счет. Ну а потом идти в суды и пытаться получить с горе-застройщика свои средства. В решении суда тоже сомнений быть не может — подобных прецедентов множество по стране, и всегда суды на стороне жителей. Но перспектива возврата денег весьма призрачная, ведь даже с крупных застройщиков томичам-дольщикам обычно не удается получить ни копейки.

И осознавая все это, мэрия попросту отступает. А по сути — дает всей самовольным «скворечникам» зеленый свет. Рассчитывая, видимо, на то, что решать проблему этих домов, которые массово начнут рушиться лет эдак через пятнадцать, придется уже не им. Пусть следующее поколение разгребает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора