23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 4691

Серпом по фону

В последнее время в Томске произошли два знаменательных события. Во-первых, возродился совет по сохранению деревянного зодчества. Общественный. То есть та самая общественность, на отсутствие которой пенял в недавнем интервью вице-мэр Евгений Паршуто, приподнимает голову и разрабатывает планы действий на ближайшее время. Во-вторых, началось активная атака строителей на подписанный губернатором проект охранных зон, который, по идее, должен был защитить именно от них «наше все» — то есть деревянное зодчество.

Война в ближайшее время разразится нешуточная. Еще бы, ведь после подписания проекта охранных зон «под нож» должны пойти уже не деревяшки, а запланированные на их месте высотки. Но строители — в большинстве своем депутаты или весьма уважаемые бизнесмены — уступать не готовы ни метра.

Вот уже расчищено поле битвы на проспекте Кирова. Посередине поля — памятник федерального значения, именуемый музеем деревянного зодчества. С одной его стороны прямо в сквере неизвестно кто неизвестно на основании каких документов возводит некий информационно-туристический центр, проект которого не удалось отыскать даже в недрах мэрии. С другой стороны владелец заводов-пароходов (а на деле — отелей и автосалонов) Маршев намерен возвести гостиничный комплекс. Ради этого мэрия даже расселила за свой счет два деревянных барака из числа фоновой застройки. Никто не спорит, что бараки — не лучший фон для шедевра прежних лет. Но и появление здесь такого фона, как на Вершинина, 12, Тверской, 66, Красноармейской — в виде 15-этажных каменных идолов, не отягченных излишествами архитектурной мысли, Томск явно не украсит. Теоретически от подобных монстров защищает этот самый проект охранных зон — в нем прописаны и ограничение по этажности, и условия по строительству только в деревянном исполнении. Но кто бы их соблюдал. Вышеназванные адреса — тому наглядный пример.

И таких примеров с подготовленным мэрией полем битвы в ближайшее время появится немало. Ну, это на мой взгляд обывателя, неравнодушного к деревянному зодчеству, два с половиной десятка зданий в самом что ни есть историческом центре — это много. По мнению вице-мэра — мало. Правда, тогда не понять, почему эта малость так тщательно скрывалась от той самой общественности до тех пор, пока кто-то чуть более умный не стырил этот список застройщиков с внутреннего файлообменника мэрии.

Внимательное изучение этого «списка 24-х» заставляет вздрогнуть. Впечатляет даже предисловие к этому служебному документу, в котором сообщается, что на всех перечисленных ниже участках новое строительство вообще запрещено. Всего же за последние два года мэрией было выдано больше сотни градостроительных планов, и все они — в зонах охраны культурного наследия. То есть, проекты этих застройщиков должны «пойти под нож» — «резать» следует и высоту, и отделку. Но никому этого не хочется. Потому все утвержденные до июня этого года проекты и землеотводы решено считать законными даже вопреки постановлению губернатора. Впрочем, эти скандальные 24 проекта тоже вскоре будут считаться законными. Ну, по крайней мере, так заявляет Паршуто, называя это компромиссом.

Таким вот компромиссом, например, должен стать целый квартал между Плеханкой и Беленца, Гагарина и Советской. Район отдан под «развитие застроенной территории» еще одному известному бизнесмену — Киневу. Строить он здесь будет офисы, гостиницы и кафе. По закону — не выше трех этажей и в дереве. На деле — так не развивал отданную ему территорию еще ни один строитель.

Продолжают компромиссно отдавать на растерзание и Татарскую слободу. Загадочная фирма «Вектор» вознамерилась построить на Трифонова, 18, офисно-жилую высотку. Вкупе с уже возведенным в этом районе сайдинговым уродством от Чуприна и узаконенным «самостроем» от «Паводка» район будет испохаблен полностью.

А есть еще в списке улицы Карташова, Советская, Алтайская, и много улиц из все той же Татарской слободы. На всех этих оказавшихся под запретом площадках депутаты пытаются разрешить для себя любимых строительство. Ну так, в виде исключения. Другие из них, не участвующие в подковерной борьбе, выжидательно потирают руки. Еще бы — ведь если этим двум десяткам удастся откорректировать под себя законодательный акт, вынашивавшийся годами, это даст зеленый свет и другим.

Вот Паршуто меня уверяет — не даст. Но при этом делает кислую мину при упоминании Белого озера, где строители пошли этим же путем. Сначала один некий ушлый господин правдами и неправдами, наездами и откатами выбил себе разрешение на одну-единственную высотку. И вот уже начали расти ей подобные по всему периметру — с разрешениями и без оных, но никем не останавливаемые и не контролируемые. И защитить одну из последних зон отдыха в Томске мэрия уже не в состоянии.

Так же как, впрочем, и Буфф-сад. Хоть рядом с ним и живет вице-мэр, но то ли ему пейзаж «а-ля Высотный» под окнами приятнее нежели роща, то ли просто не хочется «грудью на амбразуру» в преддверии смены городской власти, где единоросско-строительно-депутатское лобби будет играть не последнюю роль. Но очередной проект застройки в этом квартале уже получил поддержку.

И на фоне этой безрадостной и безнадежной по сути картины надеяться остается только на возрожденный совет. Ну, вот придет на очередные публичные слушания, дату которых пока держат в секрете от общественности, Романова (опять же — если позовут и если не перегорела), выступит с разгромной речью по очередному безумному проекту, глядишь, перед выборами, может, и не пошлют…


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора