18 октября, пятница
+9°$ 97,15
Прочтений: 3390

Тысяча за «пятерку»

На прошлой неделе депутаты областной думы обсуждали, в числе прочих, вопрос о введении стипендий отличившимся участникам общеобразовательных школ. После того как были выслушаны все «за» и «против» и даны ответы на вопросы, законопроект был принят в первом чтении.

А, правда, нужно оно или нет — материальное поощрение за хорошую учебу? Да еще и из бюджета? Ведь учатся для себя, не «для дяди». Понятно, что кто-то из ребят испытывает удовольствие от получения знаний, а кто-то просто добросовестен и потому сидит над учебниками и работает над проектами.

Если не материально, то чем и как можно школяров стимулировать именно сегодня, а не обещанием благ в будущем? Мы детям нудим-нудим: «Учись! Будешь учиться, добьешься успеха в жизни», а для них это такая же далекая перспектива, как и предостережение: «Курение убивает».

Как поощряли нас в нашем пионерском детстве и комсомольском отрочестве? Почетная грамота, благодарность. Помещение фотографии (обязательно в парадной форме и с красным галстуком) на школьную доску почета. Особо отличившихся, в том числе в трудовых делах, могли наградить поездкой во всесоюзный пионерский лагерь — «Артек» или «Орленок». О деньгах речь, конечно, не шла. В понятиях «дети и деньги» в советское время видели что-то несовместимое, даже почему-то немного стыдное. Но времена меняются...

Интересная система поощрений существовала в школе поселка Новый Васюган Каргасокского района, где я 30 лет назад начинала молодым учителем. «Хорошисты» и отличники всех классов, кроме выпускных, уходили на каникулы раньше других — 19 мая, в день рождения пионерии. Для них устраивали праздник в местном доме культуры, вручали почетные грамоты ученикам, благодарственные письма их родителям. Что важно: благодарили родителей за воспитание детей не только педагоги, но и предприятия, на которых работали мамы и папы. А еще каждому из награжденных вручали подарки, подготовленные профсоюзными организациями: главного предприятия села — нефтегазоразведочной экспедиции, лесхоза, аэропорта, больницы и т.д.

Традицию, заведенную бессменным директором школы Эрнстом Шайблером, удалось отстоять от чиновников даже в самые застойные советские времена. Досрочный уход на каникулы ценили, пожалуй, сильнее подарка. Во всяком случае, мой муж, окончивший школу в 76-м, всегда с гордостью говорил, что он «до восьмого класса начинал отдыхать с 19 мая». Кандидаты в отличники и ударники старались, следили за своими оценками, бегали за преподавателями, чтобы пересдать.

Со временем подготовка поощрения лучших учеников видоизменялась. С ликвидацией большинства предприятий в поселке и превращением Васюгана в «спальный район» нефтепромыслов от профсоюзных подарков пришлось отказаться.

А что сегодня? Звоню в Новый Васюган директору школы Валентине Егоровой (в 80-е она сама была ее выпускницей). Расспрашиваю.

Валентина Павловна рассказывает, что успешные ученики по-прежнему завершают учебный год 19 мая. А тех, кто учился слабо, в оставшиеся до каникул десять дней учителя стараются подтянуть. Вместо подарков ребят теперь поощряют премиями. Иногда финансы удается найти у немногочисленных спонсоров: предпринимателей поселка или организаций Стрежевого (многие родители васюганских детей работают на месторождениях).

В этом году обошлись своими небольшими средствами — около 30 тысяч. Младшим ребятам вместе с грамотами вручили по большой шоколадке «Аленка». А основные деньги распределили на премии призерам районных и межвузовских олимпиад, тем, кто на хорошем уровне выполнил задания областных и международных конкурсов. Кроме того, наградили ребят, которые, кроме учебы, отличились в спорте, творчестве, общественной жизни. Премии невелики: по 500 рублей в старших классах, по 300 — в начальных и средних. Но так как у школьника в активе может быть несколько побед, то общая сумма у отличившихся старшеклассников складывается в две-три тысячи. Ребята радуются своим премиям, гордятся ими.

По мнению директора нововасюганской школы, стипендии, учрежденные областью, не должны быть большими: «Если будет больше стипендий и по разным критериям, тогда появится возможность поощрить ребят из глубинки. Нынешнее положение о выдвижении на областную стипендию мы внимательно изучали, но никого из учеников не стали подавать. Там особый упор делается на победы в областных олимпиадах, а мы отправить на очный этап ребят не можем просто в силу отдаленности».

Разговариваю со знакомыми учителями-стрежевчанами. Они тоже считают, что самое верное: сочетание общественного признания (моральных стимулов) и, если есть возможность, материального поощрения.

Галина Рябченко, педагог, и мать двух отлично учившихся детей, наблюдала, как подтягивает старшеклассника звание «Ученик года», которое присваивают на школьном и на городском уровнях. А преподаватель Елена Василенко развеивает опасения в том, что дети станут стяжателями. Был случай, когда парень принес и отдал свою премию «Ученика года» на нужды школьного музея. Многие ребята стараются сделать подарки родителям, бабушкам и дедушкам. Даже в обеспеченных семьях подросток к деньгам, заработанным своим трудом, относится совсем по-другому, больше их ценит.

Сходятся педагоги и в том, что суммы стипендий не должны быть большими — для ребят пока не это важно. Лучше в пределах выделенного бюджета поощрить ими школьников по разным критериям, в разных номинациях.

Семьи в сегодняшнем обществе сильно отличаются по материальному достатку. Для одного из молодых людей новый айфон или скутер — не проблема, а для другого и 300 рублей — деньги. С одной стороны, можно опасаться того, что стипендиатами станут школьники, у которых родители могут оплачивать репетиторов, всячески развивать ребят. А с другой, успешность зависит не столько от достатка, сколько от атмосферы в семье, внимания в ней к детям, уровня образования самих родителей.

Знания — это вклад, который принесет отдачу в будущем. Но разве плохо, если небольшие «дивиденды» придут уже сегодня?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора