Опа, у нас почти Европа!
«Столица нашей родины город Томск» ― как оно вам? Чуть более недели назад мэр Николайчук откомментировал предложение нового губернатора Московской области Сергея Шойгу о перспективах переноса российской столицы в Сибирь. Тема, в общем, не нова. Разумеется, никто к таким разговорам всерьез не относится ― так, на уровне «кто писал ― не знаю, а я, дурак, читаю». В данном случае вспомнил про родину предков Сергей Кужугетович совсем не по делу ― жителям Подмосковья идея вряд ли приглянулась. Хотя с его имиджем брякнуть еще и не то можно.
А вот с какой радости столичный кафтан бросился примерять наш градоначальник, понять вообще невозможно. Добро бы откликнулся мэр Новосибирска или, к примеру, Красноярска, ставшего на днях городом-миллионником. Нет! С пионерским задором отозвался наш Николай Алексеевич: мы, мы готовы! Всегда готовы! У нас-де черты европейского города! Таких больше нет!
Действительно, Томск ― без пяти минут Европа: полгода, как по ночам горят фонари. После протеста прокуратуры. Своя технико-внедренческая зона! И четыре обычных, из которых одна в центре Томска, практически в студгородке. Билеты на самолет до Москвы почти вдвое дороже, чем у всех соседей, а поезд ходит не каждый день... Но скоро, может быть, снова пустят электричку до Новосибирска. Тогда мы будем почти на Транссибе!
К тому же нас не чураются августейшие особы. Единожды в Томске побывал цесаревич Николай и трижды ― Владимир Путин. Другие великие люди тоже посещали наш город, правда, в основном не по своей воле. Некоторые даже остались навсегда ― и что характерно, могилы их неизвестны. Словом, есть чем гордиться. А если не хватит, всегда можно вспомнить о самом большом в мире Васюганском болоте. Для планеты Земля оно так же важно, как джунгли Амазонки. Правда, кроме нас этого никто не знает. Автору как-то пришлось побывать на международной научной конференции, посвященной болотам. Так там некоторые иностранцы очень удивлялись: ну надо же! Самое большое в мире?! А мы и не знали...
«Томск ― уникальный город. И в масштабах Сибири, и в масштабах всей нашей страны», ― вот так вот прямо и заявил наш мэр. Не раз, слушая его, я задавала себе вопрос: а в одном ли городе мы живем? Но сейчас соглашусь: мы и впрямь не такие, как все. Еще ни один город в России не ставил себе задачу перепрыгнуть... в иное измерение. От удобств во дворе и ветхих лачуг в ста метрах от центрального проспекта ― в когнитивное пространство. В постиндустриальное будущее формата 3.0.
Что это такое, толком не понимает никто ― кроме, может, автора идеи Сергея Градировского, выпускника Московского института культуры, которого в Интернете называют то политологом, то демографом, то профи по межнациональным отношениям.. Человек безусловно широкой эрудиции и разнообразных интересов. Но какое отношение к нашим пенатам имеет его богословская подготовка и опыт в этнокультурной политике, сказать трудно. В Томск же попал, по собственным словам, по приглашению друзей. Было это прошлой весной, на «Инновусе ― 2011». И вот, год спустя...
Его идею мэр объясняет дословно так: «Томск 1.0» ― это город, в котором был открыт первый за Уралом Государственный императорский университет. «2.0» — промышленный, индустриальный этап развития в 20 веке. Сегодня необходимо решить, каким будет город завтра. Ответ на этот вопрос должна дать реализация проекта «Томск 3.0».
Вы что-нибудь поняли? Я не очень. Ну то есть догадываюсь, конечно...
Градировский, поясняя свою мысль, говорит: «Томск 3.0» ― это город, который будет отражать «самые последние достижения технического прогресса и одновременно будет максимально чувствителен к человеку, сомасштабен ему».
«Аркадий, об одном прошу ― не говори красиво!»...
О том, как Сергей Градировский умеет «говорить красиво», я убедилась в прошлом году на Иннофоруме, где он сначала выступал в качестве «игровика» ― строил с молодежью «Креативный город» (тогда, подозреваю, и родилась идея, которую нынче он воплощает в жизнь), а потом и эксперта на круглом столе, посвященном инновационной среде. Томские амбиции там «порвали», как Тузик тряпку. Весьма строг был и наш герой. Нетрудно заметить, как за год изменилось отношение Градировского к Томску. Это-де город, в котором он хотел бы жить. Еще бы ― за такую зарплату!
Сейчас: «Мы знаем несколько черт будущих городов. Мне кажется, Томск имеет все характеристики для того, чтобы конкурировать на этой площадке и даже победить, найти свою нишу среди мировых городов». Год назад: «Молодежь считает Томск медленным, даже сонливым. И те, кто сумел по-настоящему разогнаться, покидают город». «Это не столько Сибирские Афины, сколько сибирский некрополь».
Это сегодня он говорит, что кампус, рассеянный в Томске, внутри себя начинает выращивать город, в котором хочется остаться. А тогда писал в блоге ― они-де не в состоянии реализовать свой потенциал, то есть «включить выпускников вузов в городскую жизнь и сохранить для экономики города».
Очевидно, тогда наш богослов-демограф не предполагал, что станет в Томске штатным экспертом по развитию. И что ему здесь уготована роль едва ли не мессии. Он ведет нас к светлому будущему, в котором кругом Wi-Fi, велосипедные дорожки и измененное арт-пространство. Что еще? А что, собственно, он нам обещает? Ну не перенести же столицу Российской Федерации в окрестности самого большого в мире болота? Нет. Планы несколько скромнее.
Для начала ― документ «Томск 3.0», излагающий ценности и принципы ― к началу лета. Какой-то мутный сити-инкубатор и тьюторский центр. Ну а в будущем ― весьма неопределенном ― постуиндустриальный Город Солнца. Как скромно говорит Сергей Градировский, «в стране мы собираемся быть первыми. А в мире много площадок по отработке прыжка в будущее». И будет у нас как в Шанхае. Всего-то. А то: столица, Европа...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора