5 августа, вторник
+10°$ 80,33
Прочтений: 3778

Город для жизни или каменный мешок?

Один мой товарищ предложил такое понятие — образ будущего. Оно подразумевает, каким мы видим себя и окружающий мир через некоторое время. Вроде как мечта, только относится не к отдельным предметам, вроде коттеджей, машин, шуб и прочих материальных благ, а к взаимодействию человека с окружающим миром и с другими людьми.

О чем же мечтают наши руководители? Или каким видят образ будущего Томска? «ИНО Томск-2020»: нам дадут много денег, мы будем зарабатывать на интеллекте, построим скоростную дорогу до Новосибирска и второй путь железной дороги до Тайги? Они и правда считают это образом будущего Томска? Или понятия не имеют, чего хотят? Но как можно достичь цели, если не знаешь, к чему и как идти?

Недавно по работе мне пришлось участвовать в одном «увлекательном» мероприятии. В подробности вдаваться не буду, расскажу лишь суть: в Томске массово строятся маленькие дома, проекты и возведение которых не требуют экспертиз, разрешений, а также надзора в процессе строительства.

Казалось бы, что плохого в том, что здания строятся в соответствии с Градостроительным кодексом, по которому все вышеперечисленное является нормой? Беда в том, что сначала строится здание площадью до полутора тысяч квадратных метров и высотой до двух-трех этажей, потом к нему пристраивается еще здание, потом еще... Все это оформлено как разные здания, да еще на разных лиц. Доказать, что это — единое строение и что эта пристройка к существующему зданию является реконструкцией, которая требует сразу всех строительных формальностей, не так просто. Все это порождает массу вопросов к нашим органам строительного надзора и к авторам градостроительного законодательства, которое словно создано не для людей, а для жуликов.

В перспективе наш город может получить несколько сотен подобных строений во всех районах города, включая исторический центр, где уже понастроили столько всего, что пора начинать кое-что сносить! Вокруг этих домов не будет детских площадок, зеленых насаждений и парковок. В качестве примера можно привести дом по улице Большой Подгорной, 56 (возле лестницы, ведущей к центральному рынку с площади Соляной). Огромное двухподъездное здание, детских площадок нет, зелени никакой — один асфальт. Как мне рассказали знакомые из спецслужб, изначально там должно было быть двухэтажное здание, но потом чудесным образом оно превратилось в десятиэтажное!

«Акулы» строительного бизнеса тоже не гнушаются серьезными нарушениями. И примеров тут тоже масса. Это и Иркутский тракт, 174, построенный на федеральные деньги, в результате чего жители вынуждены платить за отопление в два (!) раза больше, чем это должно быть. Это и дома по Алтайской, 20, и 24, в которых повысили этажность на шесть (!) этажей при тех же несущих конструкциях. И что с ними может произойти — никто не знает…

Причем тут строители и образ будущего Томска? А при том, что строители вносят весьма важный вклад в образ города — своим трудом или жульничеством. А мы каким хотим видеть место, где живем?

Вариантов тут два. Томск — город для жизни, либо город — каменный мешок в каменном туннеле, без зеленых насаждений, с машинами, которые стоят практически на головах людей, с перекопанными тротуарами, с ямами на дорогах...

Архитектура города, его благоустройство, комфортность перемещения по дорогам, качество самих дорог — это лишь внешнее проявление внутреннего насыщения. Может быть, большинство из нас не заслуживают пока города для жизни? Не заслуживают своим равнодушием, ожиданием кого-то, кто придет и все сделает?

Можем ли мы, простые жители города, заставить власть и нерадивых сограждан если уж не трудиться на благо города, то хотя бы не портить его? Считаю, что можем.

Мой опыт участия в различных общественных группах показывает, что большинство людей не умеют работать коллективно, а уж тем более сообща. Этому не учат нигде. А ведь это невероятно важно! На мой взгляд, группа единомышленников из 10-15 человек может серьезно влиять на многие процессы в городе и направить их в нужное для большинства жителей русло. Некоторые могут мне возразить, что такие устойчивые группы есть, но оказать сколь-нибудь существенное влияние на жизнь города они не могут. В своем большинстве подобные группы либо нацелены на решение очень узких задач, либо на зарабатывание денег при помощи грантов (что само по себе не так уж и плохо), либо есть одиночки, которые сильно бузят, и это порой дает какой-то эффект, но не более.

Чего бы могла добиться вышеупомянутая группа? Принятия нормативов градостроительного проектирования (площади зеленых насаждений, парковочных мест возле жилых домов и общественных зданий, максимальной высоты зданий), которые отвечали бы интересам большинства горожан, но никак не строительного бизнеса. Добились бы контроля за возведением зданий, принятия проекта охранных зон, который как воздух нужен нашему городу (власти почти год обещают, что данный проект будет принят в Москве, а воз и ныне там). Да много чего еще могли бы сделать инициативные горожане, если бы только захотели...

Возможно, самым ярким примером людей, занимающихся общественной деятельности является Никита Кирсанов, ныне чиновник городской администрации. Группы, к сожалению, не было. Было какое-то количество болеющих за деревянное зодчество людей, которые так и не превратились в команду. Но даже при этих условиях благодаря их деятельности был создан общественный совет по сохранению деревянного зодчества, было множество «па» от власти в сторону общественности, удалось сохранить часть уникальной томской деревянной архитектуры. Многие жителей города смотрит на данную проблему с равнодушием или легким сарказмом, для строителей же отсутствие четких правил по застройке городе — повод для манипуляций несчастными жителями деревянных домов и обогащение на разрушении облика города.

Остальные группы в сфере градостроительства, как правило, создаются жителями домов, возле которых разворачивается какая-нибудь очередная стройка. Потом они благополучно рассыпаются, одержав небольшую победу, либо проиграв.

А напоследок хочу напомнить: мысли и образы материальны. Представив образ будущего Томска в мельчайших деталях, мы можем ускорить процесс его превращения в город для жизни. У нас все для этого есть. А потом потратить немного своего драгоценного времени для превращения этого образа в реальность. И это гораздо легче, чем кажется.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора