Страсти на льду
Долгие годы в Томской области не было ни одного катка с искусственным льдом. Люди ворчали, мучились, но — играли, где придется. Естественно, под открытым небом и с преодолением особенностей нашей зимнесибирской непогоды с ее морозами, вьюгами и снегопадами. Но первичным было желание — играть!
Теперь, наконец, вроде бы дождались томичи лучших времен. Пять лет назад «в Северске СХК достроил крытый каток. В прошлом году и Томск заполучил свой лед под крышей — «Кристалл» на АРЗе. Что же, петь оды радости сбывшимся чаяниям конькового хода по искусственному льду? Но не так все просто, когда переходим от слов к делу.
Непростота заключается в том, что никто не отменял правила «Любишь кататься — люби и саночки возить». Искусственный лед в наше время — необходимость, но довольно дорогая. За содержание льда надо платить, и за это кто-то должен ответить реально. Возникает необходимость иметь целое экономическое предприятие, поставленное в весьма жесткие условия зарабатывания средств и их экономии — если желать такому катку долгой жизни, а не закрытия или перепрофилирования в какой-нибудь рынок. Для того ли строили?
На мой взгляд, власти Северска, Томска и Томской области пока далеки от эффективности в создании таких предприятий. Для управленческой организации их жизнедеятельности они либо выбирают «жесткий» бизнес, далекий от интересов существования и развития местного спорта, либо отдают объекты областного значения уже существующим административным структурам, которые вразумительно выстроить эту работу с учетом общественных интересов не могут, да и не хотят.
Говорю прежде всего о хоккейных ДЮСШ с томской и северской пропиской. Они никогда в такие «требовательные» условия не попадали. Существовали в своих рамках, когда трудности безусловно были, но, ссылаясь на них, как раз и можно было жить очень даже благополучно. Достаточно все валить на эти трудности, и никто особо не заметит со стороны, что команды школьные в региональных соревнованиях не участвуют вовсе, а до старшего юношеского возраста просто не доживают. Но тренерские и административные штаты при этом заполнены под завязку, существуют вполне комфортно и в кассу ходят за зарплатой регулярно. Деньги из бюджета наши школы с согласия вышестоящего руководства предпочитают тратить только на зарплату и коммуналку. И какие тут могут быть выездные соревнования в ущерб перечисленным расходным статьям? Лишние и крайне нежелательные траты...
Вот что важно понимать: наши спортшколы в минувшие годы адаптировались к такому существованию. С появлением катков со льдом под крышами руководители этих спортшкол утверждают, что именно им надо отдать эти современные объекты в оперативное подчинение. О том же просят родители детей, занимающихся хоккеем в этих школах. Правда, просящих и утверждающих особо не интересует, кто за это заплатит и сколько. Бюджет, разумеется. Съедим оттуда и еще попросим. А будет ли лучше отдача таких школ-собственников в их руки? Смогут ли они сохранить жизнеспособность таких катков и обеспечить включение данных объектов в обслуживание интересов всех возрастных уровней населения, а не только своего?
Между тем, крытый каток в Северске работает (и для наших хоккейных школ в том числе) уже пять лет. Больше того, с 1 мая этого года в ЗАТО этот каток как раз и передали в административное распоряжение ДЮСШ «Смена». Того же и Томск хочет в применении к «Кристаллу» на АРЗе. Но, думаю, в этом случае получим не эффективно работающее на население наших городов и районов предприятие, а «магазин для продавцов». Забудем о трибунах, о взрослом хоккее и даже о подходе к нему. Уверен, по-прежнему у нас не будет конкурентоспособных команд из рябят старше 12 лет, да и команд вообще. А зачем они нужны школам, в которых видимый процесс важнее реальных результатов? Им-то нужен «магазин для продавцов», в котором трибуны для зрителей можно снести за ненадобностью.
Приведу недвусмысленно выраженное мнение президента Регионального управления Федерации хоккея России по Сибири и Дальнему Востоку Ю.П. Карандина. По его словам, ФХР считает наиболее эффективной работу со специализированными ДЮСШ хоккея только через профессиональные хоккейные клубы, имеющие команды мастеров и являющиеся членами данной федерации. Результат для федерации — возможность эффективно воздействовать на участников соревнований под ее эгидой, не допуская срывов в проведении таких соревнований по любым возрастным группам.
Вот почему в большинстве хоккейных центров страны принята за правильную и результативно действующую такая схема: спортивное сооружение, находящееся в муниципальной собственности, передается на основании заключенного договора хоккейному клубу вместе с организацией школьной деятельности на условиях долгосрочного бесплатного пользования. Для продолжения этих договорных отношений хоккейный клуб заинтересован в эффективной организации жизнедеятельности спортсооружения, переданного в его пользование, минимизации расходов на его и собственное содержание, зарабатывании средств на эти же цели, в конечном итоге работая в интересах городского бюджета.
Пример другого приоритета — в Барнауле, где каток отдали созданному в 2006 году краевому госучреждению ДЮСШ «Алтай». Этой школе поручили заниматься всем алтайским хоккеем, включая команду мастеров первой лиги. Так вот: пять лет ее деятельности не дали результатов, хотя бы приближенных к предшествовавшим достижениям ДЮСШ при хоккейном клубе «Мотор». В «детские» годы команды с Алтая практически на равных спорят на региональном уровне с клубными ДЮСШ Новокузнецка и Новосибирска, а вот в «юношеские» — уже теряют такую свою конкурентоспособность. И лучшие воспитанники вынуждены уезжать в другие хоккейные города, если хотят расти дальше в любимой игре, а не бросать ее в 16-17 лет при отсутствии перспективы.
Какой же вывод в применении к «определенности» судьбы новых катков напрашивается? Конечно, прежде всего нужно добиваться от наших спортивных чиновников, чтобы такие катки работали на город, а не только на тех, кто их эксплуатирует. И нашим «нуждающимся» спортшколам надо помочь зайти на искусственный лед. Но для этого совсем не обязательно «убивать» эти спортсооружения узковедомственным подходом. Пусть школы занимаются детьми и качеством даваемого им дополнительного образования, а не чисто хозяйственной деятельностью широкого профиля.
А подход тут нужен, извините за выспренность, государственный. И масштаб его — больше, чем местные «дележки» потенциально доходных мест. Не место ведь красит человека или организацию, а наоборот...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора