23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 3179

Сгореть, но не просить о помощи

Прошлогодние пожары нас ничему не научили. Не научили жителей страховать свои дома, не научили власть думать об угрозе чуть раньше, чем она стала реальностью. Нынешнее лето обещает стать куда более жарким, чем прошлое, но средств на патрулирование томских лесов в бюджете почти не предусмотрено. И крайним в этой непростой ситуации сделали население.

О развале томского отделения авиалесоохраны мне доводилось писать не раз. О том, как после передачи некогда федеральных авиабаз на баланс регионам томские пожарные-парашютисты оказались в ведении департамента предпринимательства. Не под МЧС и не под экологами, как в некоторых регионах страны, а именно в той системе, которая им предложила самостоятельно зарабатывать на жизнь. Принцип был прост: чем больше тушишь, тем больше получаешь. А хочешь еще больше — иди «калымить», например, рыть котлованы для строителей. Сами пожарные тогда смеялись — хоть самим лес поджигай. Предложенный список «калымных» вариантов просто оставался без комментариев.

В прошлом году после страшных пожаров в Центральной России, когда были потрачены баснословные средства на борьбу с ними и ликвидацию последствий, стало понятно, что реорганизовали нормально работающую структуру зря. Появилась даже идея, а у самих лесопожарных надежда, что все вернут назад. Но не вернули.

Причин тому оказалось много. Во-первых, далеко не во всех регионах авиабазы оказались в таком отвратительном положении, как в Томске. Там, где лесопожарных забрало под крыло МЧС, проблем практически не было. А, например, в Красноярске появился мощный лесопожарный центр с сотнями единиц техники и десятками вертолетов и самолетов. Стоимость же ежегодного госконтракта, заключаемого администрацией Томской области с авиабазой, составляет меньше 20 миллионов рублей. Пожарным самим предлагалось выбирать, на чем экономить — на обязательных тренировочных прыжках, на авиапатрулировании или на собственной зарплате.

Несмотря на то, что мы уже имеем Гусево и Подломск, официально вошедшие в тревожные сводки по стране, а также Курлек и Тахтамышево, не вошедшие в сводки, потому что их от огня удалось отстоять, летать над томской тайгой пожарным все равно не на что. Хотя еще пару месяцев назад сайт областной администрации отрапортовал: «наблюдать за пожарной обстановкой в лесах будут два самолета Ан-2, шесть вертолетов Ми-8, два вертолета «Робинсон R-44», а также беспилотный летательный аппарат, недавно купленный Томским управлением лесами на средства областного бюджета». Но на деле этой техники над томской тайгой нет. И даже тренировки, которые традиционно проходили в феврале-марте, закончились совсем недавно, когда леса уже вовсю горели. И лишь тогда появились средства на подготовку пожарных.

Причина банальна и этот ответ власти уже всем набил оскомину — в бюджете нет средств. Узнать, сравнивал ли хоть раз кто-нибудь из чиновников ущерб от сгоревшей тайги и выделенные суммы на ее спасение, не удалось.

Зато известно, что даже когда горели Гусево, Подломск, а одновременно полыхали леса под Тахтамышево, в Белом Яру и по разным концам нашей области, просить помощи «сверху» никто не стал. Ребята-парашютисты рассказывают, как их перекидывали с места на место обычными автобусами, как в дороге они проводили по пять часов. А я вспоминаю спешные заброски к очередному очагу на Ан-2 и по девять часов в воздухе над тайгой в нарушение всех норм и правил — это было каких-то семь лет назад.

Пожарные рассказывают, как оправдывался чиновник из Калтайского сельского поселения, когда его спросили, почему не вспахана земля вокруг населенных пунктов, хотя средства на этой были выделены еще в апреле. Но о каком-то наказании, не говоря уже о снятии должностного лица, вопрос даже не ставится. Прокуратура нашла нарушения в тех деревнях, где уже остались без крова десятки жителей. Но ведь сегодня в большинстве поселений опашки или нет совсем, или она сделана «для галочки», первичных средств для тушения пожаров нет, сухая трава растет вблизи жилых массивов, возле пожарных водоемов нет пирсов, на территориях населенных пунктов полно мусора. И это никого не беспокоит.

Якутскими властями, занижавшими цифры о масштабе огненного бедствия, сегодня занимается прокуратура. Власть федеральная считает, что именно из-за сокрытой информации в регион не была вовремя направлена помощь. О том, что многие регионы не учли печальный опыт прошлого лета и оказались не подготовлены к пожароопасному сезону, заявили на днях в МЧС, пообещав направлять авиацию туда, где станет слишком жарко.

Учтут ли томские власти этот «самый свежий опыт», воспользуются ли этим предложением? Навряд ли… Гораздо проще издать указ, запрещающий гражданам своей страны шастать, где вздумается, по этой самой стране. И дать еще один повод к сбору средств теперь уже на лесных дорогах с тех, кто не сумеет доказать необходимость своего пребывания в лесу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора