5 августа, вторник
+11°$ 79,67
Прочтений: 4589

Изгои поневоле

Судебный процесс над Сергеем Зайковым давно превратился в трагифарс с элементами клоунады. Причем не только со стороны подсудимого. Обещание Зайкова прийти в суд в трусах выглядит, конечно, комично. Но куда комичней смотрится представленная в суд справка о том, что губернатор находится в длительной зарубежной командировке. И посему, дескать, не может лично явиться в суд для дачи показаний в качестве потерпевшего.

Нежелание губернатора приходить в суд, да еще по такому делу, понять можно. Наверное, участвовать в одном мероприятии вместе с Зайковым ему статус не позволяет. Конечно, для суда все граждане вроде бы как равны. Но одни все-таки равнее других. Негоже губернатору отвечать на каверзные вопросы Зайкова и его защитников. Не по чину.

На самом деле думать о чинах и престиже власти нужно было раньше — когда на весь свет раструбили о том, что хулиган Зайков ударил томского губернатора по лицу. Репутационные риски просчитывались «на раз». Сразу было понятно, что единственный способ сохранить престиж — не поднимать шума, сделать вид, что ничего не произошло.

А любая огласка автоматически приводила к патовой ситуации. Вставал вопрос: что делать с обидчиком губернатора? Наказать его как за обычное рукоприкладство без нанесения телесных повреждений? Но это может быть воспринято как слабость власти. И тогда многие вообразят, что высокопоставленный чиновник — обычный смертный, с которым можно сводить счеты путем мордобития. Поэтому Зайкова нужно наказать так, чтобы другим было неповадно поднимать руку на представителя власти.

С другой стороны, реальный срок лишения свободы — чересчур суровое наказание, явно несоразмерное содеянному. Это будет однозначно истолковано как крайне жестокая месть со стороны властьимущего по отношению к рядовому гражданину. Нельзя открыто признать, что интересы представителя власти для государства важнее, чем интересы рядового гражданина. Ведь понятно, что если бы на месте губернатора был обычный человек, то никому бы и в голову не пришло возбуждать против Зайкова уголовного дела, даже административный протокол вряд ли бы составили.

Ситуация совершенно тупиковая. Неудивительно, что с момента пощечины прошло больше года, а Зайкова все судят и судят. И чем дольше его судят, тем более популярнее он становится в народе. Ореол страдальца ему уже обеспечен. Своими неуклюжими действиями власть сама раскрутила имя Зайкова и превратила его в сильную политическую фигуру. Продержав полгода под стражей, ему не дали возможности поучаствовать в выборах в гордуму.. Уверен, что Зайкова не допустят до участия и в выборах в областную думу. Потому что теперь это опасно — он может выиграть.

Впрочем, политическая неуклюжесть давно стала фирменным стилем томской власти, ее визитной карточкой. Именно благодаря этому стилю у нас нет нормальной оппозиции. Я имею в виду такой оппозиции, с которой руководителям региона было бы не зазорно вести политический диалог и время от времени садиться за стол переговоров.

Как только кто-нибудь начинает активно защищать права граждан или, не дай бог, всерьез критиковать действия высокопоставленных чиновников, его тут же пытаются сделать изгоем или объявить сумасшедшим. Если это наемный работник, его увольняют с работы. Если это предприниматель, у него тут же начинаются проблемы с бизнесом. Таким образом, человека ставят перед выбором: либо он прекращает оппозиционную деятельность, и тогда его никто не трогает, либо он должен готовиться к тому, что вся его жизнь превращается в бесконечную борьбу.

В качестве примера достаточно вспомнить, как во время выборов уволили с работы томского лидера «Справедливой России» Галину Немцеву. Или чем закончилась попытка создать общественно-политическое движение «Мой город»: Александра Макарова посадили под домашний арест, у семьи Тютриных начались проблемы с бизнесом, а на Александра Деева вновь обрушился поток черного пиара.

Наконец, совсем свежий случай, произошедший с Владимиром Казаковым. Абсолютно лояльный к власти человек, более того — часть этой власти. Н вдруг по каким-то неведомым причинам во время отчета мэра Казаков устраивает неожиданный фортель с антимэрскими календариками. За что он тут же был исключен из «Единой России» и уволен с должности проректора ТГУ. На его счастье, отобрать мандат депутата гордумы практически невозможно, а то бы остался совсем ни с чем.

Такая неадекватная реакция на мелкую шалость Казакова просто ошеломила. И очень обидела. Не удивлюсь, если вскоре он окажется знаменем какого-нибудь оппозиционного движения. А ведь совсем недавно был совершенно безобидным и лояльным винтиком Системы.

На этом фоне будет чрезвычайно интересно проследить за тем, в какую сторону вывернет в своей деятельности уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова. У нее уже случилось как минимум два потрясения. Во-первых, ее очень удивило огромное количество жалоб на неправосудные решения томских судов. А во-вторых, ее возмутили ужасные условия содержания граждан в изоляторе временного содержания. И таких удивительных открытий у нее будет все больше и больше.

Рано или поздно Кречетовой придется сделать выбор: либо закрыть на все глаза и жить спокойно, либо всерьез схлестнуться с теми самыми чиновниками и руководителями областной власти, которые долгое время были ее семьей. Другого выбора у нас не дано.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора