24 ноября, воскресенье
-5°$ 102,58
Прочтений: 6589

Почему не тянет к «цветам жизни»?

Недавно мэр Николайчук заявил, что, решая проблему нехватки мест в детских садах, город столкнулся с дефицитом кадров. Почему-то во вновь открывающиеся после капитального ремонта дошкольные учреждения воспитатели идут работать крайне неохотно...

Неужели не осталось педагогов по призванию, или им разом надоели «цветы жизни»? Нет! Но сегодня те, кто с удовольствием возился бы с детишками, вынуждены стоять за прилавками или выполнять другую, несвойственную им работу. На днях подруга призналась: «Мне стыдно показывать красный диплом педагогического университета, устраиваясь на работу продавцом-консультантом». А мне стыдно и горько за страну, в которой труд педагога так неуважаем.

На одном форуме я прочитала мнение обывателя о труде воспитателя детского сада: работенка непыльная, в тепле и сытости, трудятся всего полдня, а зарплата в восемь тысяч рублей — так это вполне прилично за такой график работы. К тому же, делать в саду почти ничего не надо, зато с собой можно унести полную сумку продуктов. Вот такое чудесное представление в народе о работе тех, кому мы доверяем самое дорогое — своих детей.

Работу с детьми знаю не понаслышке — по своему первому образованию я учитель-логопед. Для тех, кто не в курсе: рабочий день логопеда длится всего четыре часа. Между прочим, еще в вузе нам доступно объяснили: в этой стране льготы просто так не получают. И если рабочий день логопеда — четыре часа, а воспитателя — семь, а не восемь, как у подавляющего большинства трудящихся, значит, есть весомые причины для такой «поблажки».

Что же входит в сферу ответственности воспитателя? Банально — жизнь и здоровье детей, за которые он несет полную ответственность, в том числе уголовную. Причем количество детей в наших «прорезиненных» группах может превышать три десятка. И за всеми нужно проследить.

Но и это еще не все. Ведь основная функция воспитателя — это не присмотр и уход, а дошкольное образование и воспитание подрастающего поколения. Нужно проводить доступные по возрасту занятия, да так, чтобы дети с желанием бежали в садик, а родители не уходили на свою работу с тяжелым сердцем. То есть воспитатель дома должен подготовиться к занятиям, к примеру, сделать три десятка шаблонов аппликаций, пособий, ознакомиться с методической литературой. У молодого воспитателя на подготовительную работу уходит до четырех часов «свободного» времени. Неоплачиваемого, заметьте.

Чтобы научить детей хоть чему-то, недостаточно просто быть взрослым. Нужно быть грамотным, талантливым, творческим человеком, знать азы детской психологии, уметь моментально принимать решение в экстренной ситуации, находить нужные слова не только для детей, но и для родителей, которые постоянно чем-то недовольны.

А еще воспитатель не может себе позволить сорвать на детях плохое настроение, шлепнуть по попе, наорать, нецензурно выразиться — то, чем зачастую грешат родители. Потому что дети — чужие, потому что он за них отвечает.

Кстати, далеко не во всех группах есть два воспитателя. И в этом случае для одного рабочий день составляет уже не семь, а 12 часов в сутки, и далеко не все работают с помощником воспитателя — няней.

Поэтому вопрос, почему не хватает воспитателей, скорее риторический: работа сложная, ответственная, творческая и при этом непозволительно низкооплачиваемая.

Проблема, со слов начальника департамента образования Ольги Васильевой, касается не только новых или открытых после капремонта садов, но и действующих дошкольных учреждений — там сегодня требуются 79 воспитателей, медсестры, повары, музыкальные работники. В целом в 87 городских ДОУ не хватает полторы сотни воспитателей, всего же открыто 206 различных вакансий.

Причина тому, по мнению Васильевой, — низкая зарплата работников детских садов. Кто в этом виноват? Думается, изначально отношение государства к педагогам было неверным. Во времена моего студенчества ответ властей был один — вы знали, куда шли. Сейчас все всё знают, а потому просто не идут. Ведь воспитателю тоже нужно кушать, одеваться, кормить своих детей и платить по счетам. Слишком много запросов на зарплату в восемь тысяч, вам не кажется?
Какой может быть выход из создавшейся ситуации? Их как минимум два.

Если мы хотим быстро решить проблему нехватки мест в садах, можно рационально использовать площади — стирать и готовить на крыше или в подвале, поставить кровати в длиннющих коридорах, привлекших внимание президента Медведева. А кадровый вопрос решить, набрав работать гастарбайтеров — им не привыкать работать за гроши, так хоть в тепле. Можно еще больше снизить ценз при устройстве на работу, отменить, к примеру, наличие санитарной книжки и обязательные медосмотры, закрыть глаза на уголовное прошлое или наличие психических расстройств у потенциальных воспитателей. Словом, принимать на работу всех, кого устроит столь постыдная зарплата.

Если же мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, умными и любознательными, нужно сделать зарплату воспитателя достойной. И тогда найдутся люди, которые любят детей и с большим удовольствием пойдут работать в садики. Только не нужно говорить, что в стране нет денег. Их нет исключительно на детей и тех, кто с ними работает. А на зимнюю Олимпиаду в тропиках, на чемпионат мира по футболу, на помощь Ирану, Венесуэле и дружественным Украине и Белоруссии мы всегда наскребем. Может, пора пересмотреть приоритеты? Но это тоже, увы, вопрос риторический.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора