29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 9694

Студенту без стипендии нельзя

Известно, что одной из составляющих рыночной экономики является кредитная система. Можно даже сказать, что кредит есть условие нормально развивающегося рынка. Конечно, любой продуманный кредит важен, но едва ли есть что-то более значительное, чем кредит для совершенствования самого человека, то есть кредит для культуры, науки, образования. Возврат таких кредитов нескор, но без них у общества нет будущего.

…Рассказывают, что накануне разгрома Франции в 1813 году Наполеону предложили сэкономить на высшей школе. Он ответил: «Я не стану рубить голову курице, несущей золотые яйца». Думаю, что некоторые современные руководители или не слышали о Наполеоне, или только притворяются рыночниками, будучи на самом деле сторонниками какой-то особой экономики. Имею в виду возникшие в околопрезидентских кругах разговоры об отмене государственных стипендий в вузах.

Идеология проста — образование есть благо, вам это благо дают, радуйтесь. А если вы еще хотите кушать, развлекаться и даже пользоваться косметикой — просите у родителей, или зарабатывайте в свободное время. У государства на это денег нет. Вообще, образование надо сделать полностью платным, тогда станет нелепым возврат студенту в виде стипендии части его платы за учебу.

Здесь все поставлено с ног на голову.

Во-первых, учеба есть тяжкий труд на пользу обучающемуся и обществу, а всякий общественно-полезный труд должен быть оплачен. То, что общество заинтересовано в образовании его завтрашних членов, для нормальных людей не составляет предмета спора. Кстати, стипендии не советская власть придумала, они и при самодержцах имелись, а о бесплатном образовании еще Радищев мечтал.

Во-вторых, есть в наличии стипендий и другие важные составляющие. Стипендии обычно назначают в зависимости от успеваемости — вот вам стимул для конкуренции умов и талантов. Их назначение зависит от материального положения и от состояния здоровья — вот демократия и гуманизм. Стипендии назначаются не только по воле декана, но и с участием общественности (стипендиальная комиссия, старосты, профорги и т.д.) — вот школа управления.

Да, стипендии обычно не хватает, но кусок хлеба студенту все-таки гарантирован. Да, родители (далеко не все!) помогают детям, но ведь есть и сироты, да и скромная финансовая самостоятельность нравственно необходима юноше и девушке.

Кроме того, что это за вуз, где у студента остается столько времени, что он может устроиться на постоянную работу? Разгрузить вагоны, участвовать в каком-то аврале — да, но работать постоянно?

Кстати, уверен, что дети тех, кто предлагает отменить стипендии, едва ли побегут искать работу. Интересно, известен ли авторам идеи уровень безработицы в стране, и легко ли сегодня без специальности (да и со специальностью тоже) найти хотя бы скромный заработок? Или всё проще — пора усиливать классовое расслоение, хватит уж альтруизма? А 20% состоятельных граждан могут обойтись без стипендий?

Впрочем, недавно прозвучало, что это всё так, досужие размышления, а не реальные планы. Нет, граждане! Это пробный шар. Последние годы убеждают меня в том, что в нынешней России с образованием, средним и высшим, можно вытворять всё, что угодно. У нас, слава богу, не Франция, не Португалия и, тем более, не Тунис. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Народ безмолвствует».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора