28 сентября, суббота
+4°$ 92,71
Прочтений: 5641

Нужны ли памятники в Университетской роще?

В нашем городе любят и ценят учителей. Это чистая правда. Возможности помочь педагогам у города скудные, однако ж помогает. Материально и всячески. Теперь вот в благодарность за достойный уважения учительский труд город ставит им памятник.

Инициатива исходила от педагогического сообщества. Идею поддержал департамент общего образования: народный проект! Хорошая мысль, честное слово.

Достойно похвалы и то, что деньги на памятник собирали всем миром. Неважно, что часть средств, порядка миллиона рублей, выделил областной бюджет. Главное — был порыв увековечить в бронзе первого наставника малышей, первую учительницу. Был конкурс, состязание творческих предложений — всё, как положено.

Скульптура вроде готова, вот-вот она явит себя взыскательным взорам. Упомянул об этом глава департамента, когда общался недавно с журналистами — по другому, правда, поводу. Всё замечательно: идея, порыв, настойчивость. Всё хорошо.

Кроме одного. Деталь для кого-то, может, и маловажная, а для меня она ― как ложка дегтя. Ну, почему, почему Университетская роща? Что, во всем городе не нашлось более подходящего места?

Томск называют историко-культурным центром. Но так ли много осталось у нас подлинно исторических мест, которые, если и пострадали, то не катастрофически? Раз-два и обчелся. Давайте оставим их в покое. Оставим такими (или почти такими), как видели их предшественники. Это наше историческое достояние. Это то, что досталось от предков. Надо ли вмешиваться в хрупкую, уязвимую среду, даже из благих побуждений?

В нашем городе любят и ценят учителей. Только не любят томичи почему-то сам город. Новость про памятник звучала не раз, исходила от разных источников. Но никто открыто и прямо не заявил: так нельзя. Это же Университетская роща — прославленная, единственная в своем роде.

Время не пощадило уникальный ботанический памятник — федерального, между прочим, значения. Не сохранен в первозданном виде мостик через несуществующую уже речку. Разрушен старый фонтан у фасада университетского корпуса. Каменных баб, населявших рощу, почти не осталось, а было их немало: после Флоринского привозили их сюда из экспедиций сами студенты.

Могла ли роща, не имея влиятельных защитников, сдерживать урбанистический натиск? Да нет, конечно. В нее вклинивались новые корпуса, она уменьшалась в размерах. Но первоначальный облик более-менее сохраняла — хотя бы отчасти.

После того, как исчез Куйбышев, там осталось два памятника — Потанину и павшим воинам. Вопрос, нужен ли третий, представляется мне неуместным. Да почему именно там? Аргументов, по настоящему серьезных, в пользу сторонников этого местоположения не вижу. А доводы против имеются, и они очень существенны.

Ну, во-первых, давайте посчитаем, сколько осталось у нас парков, скверов и рощ. Пальцев двух рук хватит, чтобы посчитать — не говоря об облике оставшихся скверов. Был во многих крупных городах Сибири, и скажу откровенно: Томск проигрывает в этом отношении однозначно.

Во-вторых, у рощи есть хозяин. Даже два: один, который поближе, университет, и второй, дальний — федеральный центр в лице разных охранных структур. Оба должны заявить: Университетская роща неприкосновенна, она охраняется законом. То есть вмешиваться сюда противозаконно. Неважно, с какими целями. Трогать исторический памятник недопустимо.

В-третьих, возникнет «Учительница» — появится прецедент. Уже сейчас слышны разговоры, что, мол, надо бы поставить тут и памятник профессорам (что было бы, кстати, логичнее учительского проекта). Значит, еще часть территории рощи исчезнет. Потом придет в голову увековечить в бронзе кого-то еще, и снова будем рукоплескать: до чего здорово это придумано.

Понятно, любое сооружение в плотно застроенной части города связано с поиском компромиссов. Тут должны быть учтены все интересы. Университетская роща — одно из немногих мест, куда не совестно привозить высоких гостей. И мы его старательно портим. Ведь по замыслу авторов проекта, к «Первой учительнице» не зарастет народная тропа. Там будут собираться молодые люди — на последний звонок, перед выпускным балом. Легко представить, во что превратят они этот тихий некогда уголок города.

Про них-то подумали, а интересы томичей, которым дороги чудом сохранившиеся островки старого Томска, кто-то учитывал? А репутацию города, который делает вид, что пытается остаться неповторимым историко-культурным центром? Речь ведь о тенденции.

Томичи молчат. Деревья тоже — старинные ели, пихты, кусты калины, черемухи и редкие в этих широтах растения. Не умеют они говорить, что поделать, а то бы много нелестного услышали мы в свой адрес. Отговорила бы роща золотая осуществлять тут разного рода проекты. Замолвила бы о себе слово — скромно и жалостливо. Больше-то некому.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора