28 сентября, суббота
+4°$ 92,71
Прочтений: 5709

На наш век леса хватит

Иной раз закрадывается, грешным делом, такая мысль. Опасно стало ходить в лес — не ровен час, подцепишь клеща. Ну и ладно, не надо ступать туда вовсе. Природа как бы мстит за варварское к себе отношение. Пытается вразумить человека, свое неразумное чадо. Измышляет новые средства, пытаясь оградить себя от неминуемой, если так дальше пойдет, гибели.

А что ей остается делать? Не сгорать же дотла, в самом деле.

Цари природы. Что за пошлое выражение, а ведь прижилось. Иные вещают об этом без тени иронии, совершенно серьезно. И разнузданно, методично, с поистине царским размахом жгут, кромсают, губят леса и вообще всё живое. Не думая о последствиях.

Москвичи получили этим летом жестокий урок губительного для себя отношения к природе. Да только ли они. Десятки людей в средней полосе погибли в огне и дыму. Тысячи остались без крова. Урон экономике от лесных пожаров, при самом скромном подсчете, как пишут, составил 15 миллиардов. Это приблизительная оценка.

Можно ругать власть. Государство переложило ответственность за лесопользование и противопожарные меры на муниципальные органы и арендаторов. У районов нет денег, а у предпринимателей желания что-либо делать. Структура федеральной лесной службы с принятием нового Лесного кодекса, который не пинал только ленивый, фактически уничтожена.

Можно сетовать на стихию, аномальные климатические условия. Самое пустяшное дело ― это все равно, что пенять на тайфун или цунами. Ну, случилось, что ж теперь, всяко бывает. Переживали на Руси разные бедствия ― и это как-нибудь переживем. Вон церковнослужители, говорят, возносят молитвы, дабы разверзлись хляби небесные. Чтоб омочило дождями грешную землю. Хлынет родимый ― и все будет хорошо, как раньше.

При этом мало кто обращает взгляд на себя. А зря. Главная причина-то бедствия ― мы сами. Так утверждает статистика. Не сухие грозы, а пресловутый человеческий фактор виною пожарам. Там пустили ненароком пал, здесь провели пикничок, оставив костер…

Вот и полыхает везде. В Сибири и на Дальнем Востоке тоже. Бурятия, Хабаровский край, Камчатка горят с начала лета со страшной силой. «Пламенные будни» рождают сводки, сильно похожие на фронтовые. Только тут мы несем потери, сплошные потери.

На томской земле лета нынче, в общем-то, не было ― с пожарами бог миловал. По данным службы авиационной охраны лесов, с начала сезона ликвидировано 90 пожаров на площади в полторы тысячи гектаров. Число возгораний в лесах, цитирую отчет, по сравнению с прошлым летом уменьшилось более чем вдвое. А площадь пожаров сократилась впятеро. Спасибо погоде.

Погоде, но не нам, томичам. Потому как в восьми случаях из десяти причиной пожаров становились мы сами. Наши костры и окурки. Оставшиеся 20 процентов статистика относит на счет сельскохозяйственных палов, только это бюрократическое лукавство. Тут тоже винить надо головотяпство конкретных ивановых и петровых. То есть нас же самих. Чего уж пенять на зеркало ― такие мы есть.

Искривленное наше сознание заставляет воспринимать мир в преломлении к свом личным, эгоистическим, шкурным интересам. Пришли в лес, выгребли всё, что там было ― все грибы-ягоды. Отдохнули, скушали шашлычок и ушли, оставив всякую дрянь и тлеющий костер. Знакомая картина. Все загородные леса в радиусе сотни верст загажены до безобразия.

И самое интересное, представляется это как должное. Лес, полагают, ведь общий. Стало быть, ничей. Да и много его кругом, на наш век хватит. Так думает человек, не имеющий связи с окружающим миром. Вернее, утративший ощущение ее по причине утраты корней, неких важных ментальных свойств.

Селькупы и ханты, представители коренных сибирских народов, думают по-другому. Лес для них ― дом родной, который приютит и накормит, а дом надо беречь. Дети твои, внуки и правнуки будут тут жить. Как о них не подумать?

Не думаем. Вот побывал тут недавно в лесу за поселком Дзержинским. Боже ты мой, что там творится! Всё изгажено, будто Мамай прошел. Прямо за домами, в двух шагах, ― горы мусора, битые стекла, старые шины… Хоть вон беги без оглядки! А это для местных не дальний лес, не чужой ― свой, поселковый. Продолжение, так сказать, личной усадьбы.

Среда ― как зеркало наших слабостей и недостатков.

Но откройте Лесной кодекс. Статья 11: пребывание граждан в лесах. Там всё о правах пользоваться бесплатно лесными благами и ничего об обязанностях. Кроме общих фраз. Получается что? За незаконный вылов стерлядки последует штраф. Самовольная вырубка леса, если поймают, ударит по карману. Такие случаи есть, хоть и мало. А вот чтобы кто-то ответил за пущенный пал, что-то не слышал.

Дерево ладно, но погубить в пламени полтайги ― это да! Это по-нашему, по-российски. Его ведь, леса, у нас еще много. На наш век хватит.




Мнение редакции может не совпадать с мнением автора