5 октября, суббота
+11°$ 94,87
Прочтений: 6589

Нужен ли культурный апгрейд?

Именно слух о том, что на фестивале «Открытое небо» будет человек, который должен в скором времени занять место Аркадия Ратнера, заставил меня прийти в воскресный вечер 13 сентября на пятачок между художественным музеем и театром юного зрителя.

Этническая музыка и танцы, безусловно, меня интересовали тоже, но, не скрою, гораздо меньше, чем неизвестный мне товарищ, которые решил, что может руководить городской культурой, более того, который хочет модернизировать эту отрасль или, говоря компьютерным языком, сделать ей апгрейд.

Поводов присмотреться поближе к этому сумасшедшему, добровольно лезущему на рожон, было несколько. Во-первых, имя без пяти минут нового начальника городского управления культуры мне ни о чем не говорило (о том, что он «почти уже назначен», мне шепнули по секрету), хотя о культуре пишу давно и многих деятелей знаю если не в лицо, то по имени и поступкам. Во-вторых, хотелось узнать (а еще лучше - понять), чего он хочет от бедной культуры?

Опыт подсказывает: без личной выгоды на такую должность идут только Дон Кихоты. Это же не дорожное строительство, куда деньги – рекой, и не малый бизнес, который хотя бы на словах поддерживают. Культуру местные руководители никогда не считали чем-то важным, рассматривали и рассматривают только как сферу досуга. И то не для себя, а для населения.

Наконец, в-третьих, очень хотелось взглянуть на автора программного заявления «Культуру – на новые рельсы!», появившегося на этом портале. Когда я ознакомилась с его «мыслями по поводу», испытала сильное раздражение. С таким косноязычием, казенным, зубодробительным языком – и туда же, в пассионарии культуры, на авансцену искусства?! Сначала бы научиться убедительно, в яркой форме излагать свои, а не заемные, мысли. Было ощущение, что мальчик просто нахватался по верхам, слепил свое выступление из абзацев многочисленных программ развития культуры и начинает поучать. Его причастность к «ЕдРу» хотя бы через «Селигер» (по слухам, он побывал в этом лагере, где готовят «политическую элиту общества») – вызывает настороженность. Его позиционирование себя как претендента на место чиновника в городской администрации наводило на мысль, что молодой человек просто делает карьеру. Вот только кто он – Молчалин, Штольц или Рахметов?

Когда стала наводить справки, услышала: «Его можно использовать в качестве дрожжей». То есть предлагали его атомную энергию пустить в мирное русло. Дескать, в том, что он говорит, предлагает – есть свои резоны.

Действительно так. С какими-то постулатами его программы хотелось спорить, но с чем-то и соглашалась. С одной стороны, закрытость томской культуры, то, что она варится в собственном соку – это общее место, об этом говорится давно, и тут новоявленный модератор «фабрики смыслов» не открыл Америки. С другой, если это понимает даже человек со стороны, выходит, затхлость культурного болота ощущают не только те, кто в нем живет.

То, что изменилась миссия культуры и должна измениться и миссия деятелей культуры, и культурная политика, и структура культурной отрасли, культурологи на Западе во весь голос заговорили еще в конце ХХ века, а у нас в России тремя-четырьмя годами позже. В 2003 году на семинаре в Москве журналистам, пишущим о культуре раздали брошюрку Марка Пахтера, Чарльза Лэндри «Культура на перепутье» - там все, о чем пытался сказать автор «Культуру – на новые рельсы», только обоснованно, убедительно, с примерами, без восклицательных знаков и лозунгов. А наш герой, судя по его выступлению, сам не знает, что ему больше хочется: то ли Конституции, то ли севрюги с хреном. Есть некая сумятица в мыслях и речах.

Поэтому на фестивале, который поддержал своим организаторским талантом борец с культурным застоем, я не стала скрывать от него, что его программа эклектична, а местами просто пугает. Я призналась, что отправилась на фестиваль, чтобы познакомиться с ним - человеком, который мечтает вывести томскую культуру на авансцену российской культуры.

Внешне юноша в светлом костюме и белых туфлях напомнил даже не Молчалина новой генерации, тем более не классических Штольца и Рахметова, а … Остапа Бендера и Евгения Онегина в одном флаконе. Захотелось спросить: «Ваше кредо?» Но задала другой вопрос, чтобы развеять слухи: правда ли, что он хочет занять место начальника управления городской культуры? «Нет, как бы «да», «отчасти справедливо», услышала в ответ.

- Конкурс пока не объявлен, - пояснил он тут же, после минутного замешательства, - но мы знаем, с 1 октября будет введена новая структура администрации и, соответственно, придут новые люди. Управление культуры для меня представляет интерес. Я встречаюсь с людьми, с творческими коллективами, подведомственными учреждениями. МЫ плотно работаем с ними и объективно видим, какие есть сложности. Считаю, что команда новых молодых людей, которая приходит не только в управление культуры, но и в городскую администрацию, способна поменять ситуацию. На самом деле, культуре нужны эффективные менеджеры, а не богемные управленцы.

Обратили внимание на красноречивую путаницу в местоимениях «я» и «мы»? Явно, за личным «я» стоит партийное «мы».

После беседы с креативным менеджером мой негатив к нему исчез, но настороженность осталась. Я откровенно сказала, что Даниилу Дондурею, который еще лет пять назад говорил, что «культура влияет на жизнь общества уж никак не меньше национальной безопасности, поскольку определяет и ее», верю, а ему, автору «Культуру – на новые рельсы!» - нет. Потому что Дондурей знает, о чем говорит, за ним и опыт, и образование, и многолетняя работа в сфере искусства.

- Но для томской культуры – я человек не со стороны, - возразил элегантный Молчалин-Штольц, - с 2002 года в ТПУ занимался социо-культурными проектами, потом учредил частную собственную библиотеку, так или иначе крутился в культурной среде Томска. Не нужно прикреплять ярлыки типа «человек со стороны». Но томской культуре действительно нужен варяг. Только он хладнокровно может разобраться в ситуации, отделить зерна от плевел и двигаться вперед.

Пока мы беседовали, на сцене сначала били в шаманские бубны, потом танцевали восточные и ирландские танцы, русские песни сменились рыцарским турниром, словом, фестиваль получился. И это было интересно! А мой собеседник не только речи толкал, но и сам охотно играл в «ручеек»...И он мог считать свою миссию выполненной: на улицу вышла та культура, которая не «в структуре», «как бы» самодеятельная, вышла и объединила молодежь.

Так может и прав мой собеседник – культуре сегодня нужны просто эффективные менеджеры, которые не будут руководить процессом, вмешиваясь в творчество, а просто помогут донести его до народа?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора