28 сентября, суббота
+4°$ 92,71
Прочтений: 7746

Почему мы не любим друг друга?

Каждый день, едва рассветет, за окнами раздается грохот. Такой, знаете ли, мощный равномерный стук. И причина жутких звуков, как и источник, не вызывают сомнений. Это строитель, хмурый мужик в заляпанном комбинезоне, сосредоточенно и методично стучит кувалдой по грязной бадье. Вчера после смены не убрали остатки раствора и он покрыл толстой коростой стенки железной лохани.

Стройка рядом, всего в двух шагах. Окна у всех по случаю лета открыты. Спасибо тебе, СУ-13, за прекрасную музыку.

Мне-то что, всё равно вставать ― такой будильник даже надежней. А кому охота поспать, недовольны. Особенно если суббота. Посылают, наверное, в адрес строителей нецензурные выражения.

И правда, почему бы не устроить дело так, чтобы не стучать ранним утром кувалдой по грязной бадье? Непонятно. Да так как-то, не думают о других, вот и всё. Не любит у нас никто никого — такое складывается, увы, впечатление.

Строитель терпеть не может жильца, тот — строителя. Пассажир недоволен водителем, а он — им. Врач презирает больного, тот платит ему тем же. Неважно, есть основания или они напрочь отсутствуют. И что характерно, продолжать этот перечень можно бесконечно. Вплоть до банальных наблюдений отношения народа и власти.

К чему всё это клоню? Сейчас поясню.

Навестил тут на днях младшего сына в загородном детском лагере. Последняя смена называлась у них пышно: «Родина моя — Россия». Висит возле столовой лист ватмана, на нем фотографии, веселые мордашки ребят. А под снимками высказывания на державную тему. Люблю, мол, Россию за ее березки и чудесные закаты, каких нигде в мире больше нет. Люблю наши просторы — и всё такое прочее.

Нет, дело хорошее, никаких возражений! Воспитывать патриотические чувства вроде бы нужно, хотя делаем это порой неуклюже и не очень умело. Глядишь, зернышко даст всходы, проклюнутся какие-то убеждения или окрепнут.

Но вот какая получается штука. Страна — это не только березки с закатами, а все мы, кто в ней проживает. Но если у нас друг к другу нет уважения, значит, не любим и не уважаем саму Родину. Малую или большую, как принято говорить. И как, скажите на милость, воспитывать в «малых сих» высокие гражданские чувства?

Мы ему, ребенку, про березки, укрепляем в нем правильное отношение к родимой державе. А он выходит из дома, всматривается в жизнь и видит: на каждом шагу, справа и слева, вчера и сегодня всё у нас… как-то не так. Они же толковые, ребятишки, понимают без наших подсказок. Иногда лучше нас, взрослых.

И он рад бы взлелеять в себе это прекрасное гражданское чувство, да не может! Его alter ego, другое я, противится изо всех сил. Отсюда - цинизм, лицемерие, двоедушие. Не у всех, разумеется, но у многих. Не государство, нет — сами делаем всё, что в силах, дабы воспитать детей в глубоком неуважении, наплевательстве к людям и Отчизне.

Помню, жили в конце Сибирской, где вырос новый микрорайон. Дом был внизу, у золоотвала, а на пригорке высилась громада «китайской стены»: первая в городе, длинная, как змея, многоэтажка. Старший сын был тогда нежного возраста. Тормошили его по утрам и волокли за руку по пригорку в детсад. Тропинка была одна, не свернуть, а вдоль нее сплошным ковром лежал мусор. Хотя наверху стояли, как положено, мусорные баки. Полупустые...

И вот веду мальца по тропинке, а в голове мысль: вырастет, будет вспоминать наш путь. Все-таки мало приятного созерцать такие плоды бескультурья. Сам детский сад, может, плохо запомнится, а дорога к нему отпечатается в сознании накрепко.

Думаете, нет связи с патриотическим воспитанием? Ошибаетесь, есть. Самая, что ни на есть, прямая.

Говорят, нет денег на то и на это, а раз так, и спрос невелик. Ерунда! Деньги тут ни причем.

Когда сын учился в первой гимназии, покуда ее не «реформировали», наблюдали такую картину. Младшие классы занимались в корпусе, обнесенном забором. Вход к зданию был один, со стороны жилмассива. А добрая половина людей добиралась туда на автобусе и проникала в гимназию с противоположной стороны, где забор с гнутыми прутьями. Ну, не тащиться же, обходя территорию, особенно если опаздываешь. Дети, ладно, прошмыгнут быстро - и там, а родители, бедолаги, пыхтели...

Что, много ума нужно устроить еще один вход? Педагоги же, должны понимать: незачем ставить родителей в неудобное положение. Но нет, администрация делала вид, что не замечает. Будете жить по нашим дурацким правилам, а не хотите, пролезайте через забор. Наплевать!

Вроде бы мелочь: дырка в заборе, но досаждает, саднит, как заноза. Ну, почему всё у нас так нелепо? И уже сама ситуация, когда о ней думаешь, вырастает в сознании до символических размеров. Так и в сферу серьезную, о которой говорили и будут говорить еще много, проникаем, наперекор административному равнодушию и взаимному, чего уж греха-то таить, неуважению. Как сквозь дырку в заборе.

Откройте мудрого Даля. Патриот у него — ревнитель о благе Отечества. Понимаете? Не тот лишь, кто желает добра Отчизне, этого мало, а кто прилагает старания, чтоб этого блага достичь. Или, по крайней мере, уважает и любит сограждан.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора