23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 9839

День и ночь в музеях

Преамбулой к рассказу о том, как Томск отметил Международный день музеев, могло бы служить рассуждение на тему томского патриотизма, или почему у нас не так, как у людей, почему не хотим замечать, а главное – соглашаться, что центр духовной жизни Сибири давно переместился из Томска в соседние города. Но рассуждать не буду, потому что рассуждения такого свойства умозрительны и, значит, малоэффективны. К тому же, у каждого на сей счет может быть свое мнение.

Программку к Международному дню музеев сделали двухсторонней. На светлой стороне, символизирующей день, напечатали хронику событий в областном художественном музее и его филиалах. На темной, намекающей на ночь, - события в краеведческом музее с его филиалами и точным указанием места и времени проведения.

По принципу «день/ночь» оба главных музея области отработали свой международный праздник в прошлом году. В этот раз решили опыт повторить. Но нынче «день» отделили от «ночи» почти на неделю, а в «день» впихнули мероприятия сразу нескольких дней.

Можно было бы даже «не обратить» внимания на то, что художественный музей поступил вопреки предупреждению Бени Крика и размазал «манную кашу по белой скатерти», с 14 по 16 мая. Но не заметить переноса акции «Ночь в музеях» с 16 мая, когда все музеи страны и Европы, проводили ее, на 22 мая, никак невозможно. Потому что обидно. Могли бы вписаться в европейскую афишу, как барнаульцы, екатеринбуржцы, не говоря уже о Москве. По причинам, ведомым только руководству краеведческого музея, Томск отстал от Европы на неделю.

Если коротко, впечатления от Дня музеев разделились по тому же принципу: день/ночь или черное/белое. Но в другом порядке: «белые» эмоции связаны с ночью в музеях, а «черные» - с днями.
Итак, что нам показали днем? В музее деревянного зодчества – постоянную экспозицию. История деревянного Томска теперь осмысленна научно, в хронологическом порядке, и можно теперь ее народу показывать. Впрочем, и до этого тоже было можно. Но сейчас здесь красиво и научно.

Открытие прошло в камерной обстановке, при свечах, под музыкальное сопровождение и чтение стихов. Народу пришло немного. Кто-то из друзей музея неосторожно пожелал побольше новых экспонатов. На что начальник департамента по культуре Андрей Кузичкин возразил: нет уж, лучше обходиться теми, что имеются, чтобы сохранить город деревянным.

В самом художественном музее открыли три зала постоянной экспозиции. На обозрение выставили произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. С одной стороны, это хорошо, дети любят рассматривать игрушки, а женщины – посуду, и скульптуру в таком объеме не выставляли. Но, с другой стороны, в год музейного форума, носящего название «Сокровища томских музеев», при дефиците экспозиционных площадей, отдавать предпочтение дымковской игрушке? В то время, как в запасниках лежат настоящие шедевры - картины Родченко, Фалька, Тышлера, Попкова, Назаренко, Нестеровой! Имена, вписанные в золотой фонд мировой культуры! Такой выбор трудно объясним.

Наконец, проекты, посвященные собственно Международному дню музеев. Их авторы пошли по пути наименьшего сопротивления, пригласив детей и студентов колледжа культуры и Института культуры порисовать на площади перед музеем.

Чтобы мой скепсис по поводу «Детского Арбата» и «Города мастеров» был понятен, приведу для сравнения Екатеринбург. Там силами Центра современного искусства и актуальной художницы из Германии было устроено искусственное падение метеорита в центр города и серия передвижных перформансов британского дизайнера. Почувствовали разницу?

Кроме того, Центр современного искусства объединил 33 (!) площадки акцией «Ночь в музеях». Почему же томский музей, который нынче собирается широко отметить свое 30-летие, третий год подряд отказывается открыть свои залы «ночью», и почему оказался так скуп на креативные идеи? Некому их генерировать? Неправда, есть светлые умы! Но они не в фаворе у руководства.

К счастью, «Ночь в музеях», пусть и с опозданием наступившая, но как-то скорректировала впечатления от международного праздника, добавила позитива.

Традиция привлечения посетителей в нетрадиционное время для музеев существует в мире больше десяти лет, и статистика свидетельствует о большой популярности события среди публики. Участие в подобных акциях для европейцев давно уже является национальной и даже семейной традицией. В свою очередь, для музейных и выставочных площадок «Ночь в музее» - это, прежде всего, громкая PR-кампания по привлечению новых посетителей и позволяющая лишний раз заявить о себе.

Теперь и мы можем смело утверждать, что «Ночь в музеях» стала популярна и в нашем городе. Несмотря на холодную, сырую погоду и платный вход, посетителям не было конца до часу ночи. В основном пришли те, у которых в рабочие дни нет времени заглянуть в музеи – люди среднего возраста, семьи с детьми разного возраста, пожилые супружеские пары. Позже всех – студенческая молодежь.

В Томске инициатором акции третий год выступает краеведческий музей. В этом году краеведы обратились к своим коллегам с просьбой поддержать их в неформатном мероприятии. Откликнулись музей Истории города и Дом искусств.

Музыкальные коллективы, как эстафетная палочка, переходили с одной площадки на другую. «Васильев вечер» хороводным «маршем» поднялся с Шишкова, 10 по Обрубу на Бакунина, 3 и устроил игры и пляски сначала у входа в музей истории Томска, потом и в горнице среди крынок, ухватов и чугунных утюгов.

В зале, где выставлены музыкальные инструменты коренных народов Сибири, собиратель и пропагандист тывинских напевов Константин Килин со своими друзьями из других городов погружал в медитацию с помощью варгана и хомуса. Этнические «Осколки» еще в девять вечера зажигали в музее на Воскресенской горе, а в десять уже играли для посетителей Асташевского особняка.

Если в музее истории Томска гостей поили чаем, напоминая о том, что через наш город пролегал чайный путь, то в краеведческом угощали армейской кашей.

Еще до того, как посетители попадали внутрь особняка золотопромышленника Асташева, они с удовольствием фотографировались с мушкетерами 1812 года, рыцарем-крестоносцем, кто-то даже рискнул приобнять палача. Некоторые просили позволения у генерал-губернатора (его воплотил актер Сергей Хрупин) сфотографироваться, а то и пройтись с ним в туре вальса. Но самая длинная очередь выстроилась к лучникам, и неважно, что стрелы не попадали в «яблочко».

В «яблочко» попали те, кто пригласил профессора Людмилу Чиндину в качестве экскурсовода на новую экспозицию в зал палеолита, ее комментарии к раскопу с костями мамонта помогли посетителям совершить путешествие в глубь веков. Выиграли и те, кто позвал редакцию газеты «ШтуДент тайм» из педуниверситета и позволил ей устроить концептуальную выставку с «арте-фактами» «албанского» языка, например, статуей Красафчегга. По принципу вредных советов они призывали: «Аффтор, жги дальше - искажай русский язык» или «убий себя аб угол!» Как пояснили Катя Бойко и Даша Горюнова, студентки филологи, их акция на самом деле направлена на защиту русского языка.

Главный вывод из «Ночи в музеях» - надо срочно менять режим работы музеев, чтобы горожане могли и после 18.00 прикоснуться к истории и культуре.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора