29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 10863

Еще раз про ЕГЭ

После драки кулаками не машут. Но именно после любого серьёзного дела разговоры о нём продолжаются. Решение по ЕГЭ принято, его надо выполнять, а поразмышлять всё же хочется … Но сначала три вузовские истории.

…Государственный экзамен. Студент несет полную околесицу. Экзаменатор — председателю ГЭК: «Что делать? Ведь это госэкзамен, а ставить надо двойку!» Председатель, крупный ученый: «Какую двойку? Он так вдохновенно врал! Ставьте «отлично», он не пропадет!» Ошибки не было — этот студент сделал блестящую карьеру.

…На замечание по поводу очень уж быстрого приема экзаменов известный томский профессор-философ заметил: «Опытному дегустатору нет необходимости выпивать всю бочку. Достаточно отхлебнуть из стакана».

…Теория чисел — далеко не самая легкая для второкурсников дисциплина. Доцент Казачков, раздав билеты, уходил из аудитории, студенты судорожно просматривали не только шпаргалки и конспекты лекций, но даже знаменитый учебник академика И. Виноградова. Вернувшись, Борис Владимирович беседовал с каждым. После беседы многие уходили «неудовлетворенными», но обиженных не было.

К чему эта лирика? А к тому, что в основе нашей школы лежит не формализм с ЕГЭ, а человеческие отношения. Иначе говоря, духовная составляющая русской и советской высшей и средней школы есть опыт и культура педагога, умение и желание общаться с людьми, проще говоря — высокая человечность. А в основе содержания образования лежат принципы педагогики К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, принципы научности и систематичности знаний (оппоненты сразу же найдут контрпримеры, но я пишу о системе, а не об отклонениях от неё).

Идеи же ЕГЭ своими корнями уходят в другую систему ценностей, в другую педагогику, в прагматическую педагику Джона Дьюи, напрочь отрицающую высокие духовные принципы во имя воспитания практика-дельца, «умеющего жить» и делать карьеру. Это вовсе не означает, что они, эти идеи вообще плохи. Они просто из другого общества, из другого мира, они отражают другой, как ныне модно говорить, менталитет. Они отражают признание того, что Россия сегодня отказывается от тысячелетних традиций, перенимая иную духовность, перенимая протестантский практицизм. Замечу попутно, что духовность вовсе не сводится к одной религиозности. Ведь врагом России можно оставаться и стоя в храме с благостным лицом и свечкой в руках...

Увы, ЕГЭ есть одно из проявлений нашего отступления во всем. Оно проявилось в дипломатии — Россию в мире уже давно не воспринимают как великую державу, а разговоры о нашем величии используются лишь внутри страны для пропагандистских целей. Оно проявилось в неграмотной реформе армии — она ныне не обороноспособна, а красивые парады тоже представляют собой лишь пропагандистские акции. Оно проявилось в экономике — наши магазины, заполненные импортной продукцией, лишь подчеркивают, что Россия есть сырьевой придаток «цивилизованного мира». Оно проявилось в полном упадке нашей культуры. Оно проявляется в образовании и науке.

Противникам России нелегко справиться с остатками лучшей в мире системы образования — уж очень она вьелась в наш народ. Но отступление здесь началось вовсе не вчера и не с «инноваций» вроде ЕГЭ и болонского проекта. Еще 15 лет назад в Швейцарии тогдашний министр образования Э.Днепров должил нашим заокеанским друзьям, что задача смены менталитета будет нами успешно решена. И пошло-поехало…

«Мы долго молча отступали… Ворчали старики…» Право, нам остается только ворчать. У меня ЕГЭ ассоциируется с бабой-Ягой, жарящей детей в печи. А какие ассоциации у молодёжи?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора