28 сентября, суббота
+6°$ 92,71
Прочтений: 8393

Дерева вы мои, дерева...

Иду давеча через знакомый двор, погруженный в мысли, и тут ощущаю вдруг некую несообразность. Чего-то вроде бы не хватает. Вижу — да, не хватает деревьев. Вместо высоких роскошных тополей — какие-то уродливые обрубки. И уже не удивление — чего удивляться-то, и не досада возникает при виде свершившегося. Печаль оказывается сильнее досады. Будто стал очевидцем несчастного случая. Печаль поднимается и охватывает душу: здесь-то зачем? Кому тут мешали деревья: на удалении от домов, около детской площадки, где с утра до вечера возится ребятня?

Тому, что творят у нас с деревьями, подобрать название трудно. На ум приходят одни ругательные слова. Возмущению нет предела. Дикость, варварство! Просто безумие какое-то, повальное умопомешательство, которое охватило весь город, начиная от первых лиц муниципалитета и заканчивая старушками из «хрущеб». Они досаждают, говорят, просьбами спилить под окнами тополя. Звонят в мэрию: пасмурно в доме, мол, деревья мешают... Рубят и пилят — только щепки летят! Достается всем: старым деревьям и молодым, высоким и низким. Немногим в городе скверам, скудным уже рощицам, двум-трем оставшимся на весь Томск паркам. Рубят всё и везде. С молчаливого согласия горожан.

Аллея на Кирова, особенно в районе «Октября», состоит теперь сплошь из пней. По ним видно: срубили молодые, здоровые деревья. На Дальне-Ключевской вырубили целый ряд тополей вдоль дороги, начиная от поворота с проспекта Ленина. Без всякого повода — срубили и всё. Поредел Горсад, ужался сквер на Ново-Соборной. Изменился вид Белого озера. Унылым стал сквер у речного вокзала...

Нет теперь могучей тополиной рощи у Горного корпуса политеха, которую посадил больше ста лет назад Порфирий Крылов. Вместо деревьев — аккуратные ряды обрубков. Потом настал черед зеленому островку на Усова, у Международного культурного центра ТПУ.

А пышную рощицу у 6-й гимназии, что на Герцена, извели начисто, под корень, когда занимались ремонтом. Мешала она, видите ли, любоваться на шедевр архитектуры: обновленный фасад здания. То же самое произошло, когда строили «Вилку-Ложку» у Дворца бракосочетаний. Срубили дерево и кусты, притулившиеся к особняку купца Флеера. Между прочим, в двух шагах от мэрии. А ей не до того: есть дела поважнее.

Странная контора под названием «Горзеленхоз» получает от города деньги и на них методично, аккуратно изводит в городе растительность. Чахлые кустики, посаженные кое-где на месте вырубок — скажем, у клиник медуниверситета, как правило, не приживаются. Даже ученая братия молчит: биологи, почвоведы, экологи. Специалистов из Ботанического сада ТГУ, знаю, мэрия приглашала раньше, как экспертов. Ну, так сказали бы веское своё слово! Губят-то большей частью не больные, а здоровые, сильные деревья.

Положим, обрубки кому-то могут и нравиться, пусть. Не вдаваясь в вопросы эстетики, хочу указать на другое. Обновляя вид города на респектабельный, якобы, манер, мы лишь подчеркиваем тем самым унылый свой провинциализм. Потому как не знаем, взявшись за дело, ни меры, ни вкуса.

И вот несуразность: убывание деревьев в городе, который задыхается от выхлопных газов, пропорционально безудержному росту автомобилей. Дышите глубже, томичи, дышите глубже! С тополями расправляются, дескать, из-за опасности: во время бури может свалиться на голову увесистая ветка и зашибить. Такое было. Под колесами погибает, однако, больше народу, а ликвидировать городской транспорт на сем основании никому не приходит и в голову.

Бороться надо не со следствием, а с причиной. Убирать действительно старые деревья и сажать новые. Если неймется, вместо тополей, которые идеально подходят к городским условиям, поскольку неприхотливы и быстро идут в рост, сажайте березы, сосны, клены... Хоть что! Но кому это нужно? В городе нет политики озеленения. Вообще никакой! Новый генеральный план Томска, о котором рассказывает новый городской архитектор, содержит много чего, но перспективы озеленения не рисует. Не привели до сих пор в божеский вид Михайловскую рощу, о которой толкуют лет десять. Не появилось ни одного нового сквера, хотя город разросся основательно.

...Сломали тут на Белинского, у магазина «Лагуна», еще одну «деревяшку» — отжила свое. За ее спиной высится кирпичный жилой дом, загораживать его было, видимо, не резон. И строители обнесли это место забором с надписью: «здесь появится сквер». Сначала подивился: в кои-то веки? А подумал и решил: вранье! Пустые надежды. Не будет никакого сквера — ни здесь, ни в другом месте. А рубить будут: рубить как-то, знаете, привычней.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора