Сила… милостыни
Моя мама, учительница русского языка и литературы с сорокалетним стажем, начала в свои преклонные уже годы некоторым образом осмыслять прожитое. «Вот когда вы учились в школе, — начинает вспоминать она, — вам все время твердили, что коллектив, народ — двигатель истории. Как у Шолохова в «Поднятой целине»: «Народ дышал единым дыхом…» Я же вам и твердила, — сама с собой соглашается мама, которая из этических соображений преподавала тогда словесность не в моем классе, а в параллельном… — А сейчас понимаю, что дело происходит, да и тогда происходило, с точностью наоборот. Личность двигает историю!»
Маму, болезненно пережившую слом эпох, понятное дело, занимает больше политическая сторона вопроса... Но мы политику трогать не будем. Мы о жизни поговорим. О той, что вокруг нас.
Замечаем ли мы, как многое зависит от нашего желания вмешаться в повседневность, изменить что-либо, явно нас не устраивающее? Проявить, уж простите за высокопарность, гражданскую позицию? Или же просто — внимание?
Личность «двигает историю» не только на полях сражений и в революционных штабах. Наша обыденная жизнь полна примеров, когда инициатива сильного лидера реорганизует пространство вокруг. И это пространство — различных масштабов. От придворовой территории до целого региона. Честно говоря, спасение бездомных котят и щенят, несмотря на, казалось бы, малость содеянного, я бы тоже отнесла к разряду по-настоящему личностных поступков. Во-первых, не каждый принесет домой покалеченную собаку. Во-вторых, у того, кто это делает, — есть внутренняя, глубоко присущая ему потребность склонять мир к добру. И данная потребность, как правило, — неискоренима.
...Не так давно ТВ-2 показал сюжет (а ТВ-2 , согласимся, является в Томске возбудителем общественного сознания в хорошем смысле этого слова) о драматической ситуации с человеком. Ситуация сложилась в самом центре города — на пересечении Ленина и Беленца. Там очень плотное движение, и многие — и пассажиры, и водители, да и просто прохожие — наверняка, видели выбитые стекла в квартире на первом этаже дома, где сейчас расположен «Ковровый двор». Окна кое-как были заткнуты подушками, но было видно, что в квартире находится старушка, закутанная так, что только одни глаза видны. Когда на улице стоял мороз минус тридцать-тридцать пять, в ее квартире, скажу еще раз, не было ни одного стекла!
Видели все и, я уверена, многие ужасались, но… проезжали мимо. Настало время проехать тем путем человеку, который захотел вмешаться. Звонит мне старый друг, который к излишней сентиментальности профессионально не склонен — строительством занимается, рассказывает все увиденное и добавляет: «Давай делать что-нибудь! Я больше так жить не могу». Андрей Мельников сам сходил и поговорил с соседями, попробовал побеседовать с бабушкой. Его выслушали журналисты, сделали сюжет, показали в вечернем эфире. После того, как бедственное положение пожилого человека стало достоянием общественности, у бабушки обнаружились родственники (такое как раз часто случается). Телефон Андрей оставил в редакции — и ему зазвонили люди, которые тоже захотели помочь! Да, и они проезжали мимо, и все видели, но не случилось для них прежде какой-то направляющей силы, которая дала бы импульс самостоятельно действовать. Лидер нужен был! За которым сейчас они и идут.
Наверное, это свойственно человеку — выбирать себе пример, образец, на который можно равняться. Нам всегда хочется быть рядом с тем, кто умнее, сильнее, кто оригинально мыслит, грамотно и четко ведет себя в сложных ситуациях. Личность привлекает. Mой разговор сейчас о том, что нам следует быть внимательнее друг к другу. Мир состоит из таких же людей, как мы. Мир жесток. Но мы — люди. И понятие чужой беды — оно ведь очень и очень относительно. Где заканчиваются непосредственно наши проблемы и начинаются «не наши»? За порогом собственной двери? Будем честны перед собой: так думать — это иллюзия.
Святитель Иоанн Златоуст в IV веке сказал следующее: «Сила милостыни заключается не в том, чтобы дать много или мало. Ты можешь благотворить, даже если ты весьма беден — беднее тех, кто у тебя просит. Сила милостыни в том, чтобы дать не меньше, чем ты можешь…»
Полагаю, это относится и к милостыне буквально и, если брать шире, к нашей жизненной позиции «доброделания» вообще. Не делай меньше, чем ты можешь помочь другим. Стремись к этому, по крайней мере.
Очень не хочется выступать с нравоучениями (да и кого сейчас можно поучать?!) Это, скорее, мысли вслух, попытка отойти от экономически подавляющего (и удручающего) быта и поговорить о бытие. Ну вот, как получилось…
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора