В память о Томске: и не дешево, и не сердито
Обычная картонка, на которую пришпилена металлическая плашка в виде даты — 2011. Вот и весь значок-сувенир на память о Таллинне, городе, который готовится стать через два года культурной столицей Европы.
Дешево и сердито. С большим смыслом и намеком. Потому что для значка использовали материалы, оставшиеся от памятника архитектуры. Вернее, от его кровли. Во время ремонта поменяли крышу, но старый материал (жесть) не выбросили на свалку, а дали ему новую жизнь. Потому что материал-то исторический!
И памятник — как новенький, и история не исчезла. Она живет в новой форме. Тот, кто купит значок, будет думать, что он поучаствовал в сохранении культурного наследия, а казне Таллинна — прибыль. Словом, выгода со всех сторон.
Пример со значком привел Андрей Кузичкин, начальник областного департамента по культуре, когда отчитывался о своей поездке в Таллинн. Ездил он туда наводить «мосты», по которым пойдет «поезд дружбы». Сорок пять человек из Томска будут представлять томскую культуру в Эстонии с 4 по 7 июля сего года.
Кстати, Кузичкин показал еще один образчик, как можно трепетно относиться к культурному наследию и в то же время неплохо на нем зарабатывать. Это почтовые открытки, «сделанные» из семейных фотографий.
Эстонцы — народ небольшой, их на планете живет всего-то миллион. Поэтому домашние любительские снимки — это рассказ не только о частной жизни, но и о жизни целой нации. А, между тем, затраты на «рассказ о нации» сравнительно небольшие. При современной технике оцифровать старые фотографии — под силу любому издательству или музею.
...Пока начальник департамента раскладывал сувенирную продукцию, мне припомнился разговор с таллиннским журналистом Йозефом Кацем. Йозеф гостил в Томске в октябре минувшего года в Дни Эстонии. Человек, который написал книгу о Таллинне, помешанный на истории и краеведении, он и Томск рассматривал с точки зрения краеведения. Объездил и обходил его за пять дней, пришел в восторг, в интервью называл Томск жемчужиной Сибири, но очень сетовал, что мы не умеем его хорошо подать. «Я заходил во многие книжные магазины, но так и не смог купить никакой краеведческой литературы, — жаловался он после трех дней пребывания в Томске. — Да, лежат большие альбомы, но они очень дороги для обычного туриста. Их, наверное, дарят официальным лицам».
Чтобы как-то загладить неловкость перед гостем, я подарила ему несколько книг о Томске. Но более всего он был рад маленькому фрагменту томских деревянных кружев. Когда-то фрагмент был частью целого наличника, украшавшего памятник деревянного зодчества. После сноса памятника, наличник оказался не нужен. И его вывезли бы на свалку, но красотой прельстились краеведы и спасли ее от бесславной гибели. Теперь кружевной фрагмент украшает сувенирную полку Йозефа Каца, рядом с альбомом «Деревянная архитектура Томска».
А буквально на днях я снова убедилась в справедливости упрека моего таллиннского знакомого. Найти подарок в память о Томске за весьма умеренную цену оказалось непросто. В книжных магазинах продавались альбомы «Легенды и мифы старого Томска» — шикарное издание за тысячу с лишним рублей, «Великолепный Томск» — тоже тысяча с «хвостиком». Можно было приобрести книгу о Томске за 700 рублей. Но вес и размер заставили отказаться от этой мысли. Полкило в ручной клади — уже существенно. Пришлось остановиться на наборе открыток «Томск — город музей» за 200 рэ. Тоже не совсем дешево.
Но в еще более затруднительном положении я оказалась в сувенирных лавках.. При кажущемся богатстве выбора выбирать-то было не из чего! Надоевшие берестяные туески и прочие поделки из коры березы покупать уже не хотелось. С одной стороны, вроде бы ручная работа, с другой… ничего оригинального. К тому же, способ тиснения, который применяют умельцы — грубая штамповка.
По принципу «из двух зол меньшее» остановилась на магнитах. И цены порадовали: за 60 рублей тут тебе и томский терем, и памятник Чехову. Кстати, новоявленный усовский бренд удобнее транспортировать на магните, чем в бронзе. К тому же, он в десять раз дешевле Антона Палыча на подставке из полудрагоценного камня.
...Однако, вернемся к началу разговора. Ни один из продающихся сегодня в Томске сувениров не стоит в одном ряду с эстонской выдумкой. Для берестяных туесов безжалостно обдираются березы. Фотографии томских домов хороши, но их каждый может снять на любую «мыльницу»...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора