29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 2562

Прощальный привет Виктора Зубкова

Для рынка рост цен неизбежен. Он есть во всем цивилизованном мире, вступление в который еще недавно горячо приветствовали томичи. Однако многие его боятся. Попытки областных властей сдержать повышение цен, т.е. бороться со следствием, не задевая причин, наивны. Более того, решено повысить тарифы на электроэнергию, газ, транспорт, телефон. Решение подписал экспремьер, «наверху» понимают, что его прощальное приветствие безопаснее, чем «здравствуйте!» нового. Повышение же тарифов на газ не даст нам забыть состав Совета директоров «Газпрома».

Так что, положение безвыходно? Возврат к плановому хозяйству пока утопия. Но и в рамках рынка можно многое сделать, поняв, что новое повышение цен ведет к обнищанию большей части населения России, увеличению смертности, сокращению рождаемости и т.д. Однако есть два иных пути.

Первый - принципиальное (в 2-3 раза) повышение пенсий и зарплат бюджетникам, уменьшение денежного содержания чиновников, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, отмена всех и всяческих льгот и ликвидация аппарата надзирателей за ними. Если сделать так, то рост цен, оставаясь неприятностью, к разбитым витринам магазинов и акциям протеста всё же не приведет. Но для центральной власти этот путь неприемлем - он прямо бьёт по её интересам.

Второй путь придуман Великой французской буржуазной революцией - карточки. Во время Первой мировой войны их ввели почти все её участники. У нас карточки появились в 1916 году и были отменены в 1921. Но с 1928 года пришлось ввести карточки на хлеб, затем на сахар и другие продукты. Отменить продовольственные карточки СССР смог лишь с 1936 года, промтоварные - годом позднее. Их ввели вновь с началом войны, а отменили в 1947 году, раньше, чем во многих европейских странах, включая Великобританию. В 70-80-х годах ХХ века, т.е. в период подпольного развития капитализма, власть изобрела псевдокарточную систему - талоны.

Почему «псевдо»? Да потому, что источник настоящей карточной системы - падение производства продовольствия, а в СССР его не было. Не случайно тогда шутили: почему в магазинах ничего нет, а холодильники у людей набиты? Однако тогда существовали коммерческие магазины с высокими ценами и сравнительно дорогой свободный рынок (по талонам не без труда можно было купить говядину по 1 руб. 90 коп. за килограмм, на рынке же - за 4-5 рублей).

Сегодня нехватки продовольствия в стране нет. Есть, простите, глупость. Продаем нефть по высочайшим ценам на мировом рынке, покупаем кенгурятину в Австралии, овощи в Голландии, фрукты в Африке и Америке, сухое молоко в иных странах. Высокие цены на импорт адекватны высоким зарплатам тамошних производителей.

А как же своё? «Где коровка наша?» Её не «барин для приплода взял себе домой», а просто зарезали – в нашей области, как и во всей России поголовье крупного рогатого скота упало более, чем в два раза. А хлебушко? Не сеем, ибо горючее дорого, мы его продаем «туда», а у нас - хоть трава не расти, вернее, не трава, а рожь и пшеница. Впрочем, недавно стали продавать хлеб, забыв, что призыв русских помещиков: «Не доедим, но вывезем!» был одним из призывов к революции.

Покупатель коньяка по три тысячи за бутылку роста цен не заметит - его покроет прибыль. Но те, кому трудно отдать лишний рубль за булку хлеба, мыслят иными категориями. Так введите для них карточки! Не на всё, но на хлеб, сахар, молоко, кефир, крупы, растительное масло, некоторые другие продукты питания, сохранив на них низкие цены. Форма может быть любой - карточки, спецмагазины, спецпайки, ещё что-то, но суть одна - гарантия права на жизнь! Россия к этому обязательно придет, только как? Народ заставит или правящая партия сообразит?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора