Нужна креативная «мышь»!
На закрытии Первого музейного форума главный режиссер Томской драмы вывел на сцену Музейную Мышь. Она была в очках и со шваброй. В пару ей был придан г-н Паганель из романа Жюля Верна. И вот они вдвоем исследовали закоулки некоего музея. Она всего боялась, а он все время смотрел в подзорную трубу.
Что собирался высмотреть исследователь мухи Цеце, не понятно. Но лично я увидела в этом сценарии и придуманных образах – штампы. Очень примитивное представление о музее и музейных работниках. И добро бы так думал какой-нибудь слесарь дядя Коля, который «в антисанитарных условиях…» Так нет же, так думает и так представляет работу музейных сотрудников человек творческой профессии, который под музами ходит.
А на банкете г-н Пахомов откровенничал, что в музеи не ходил со времен школы. Он, правда, хотел таким образом сделать комплимент томским музеям, что, дескать, думал, что у вас так себе, а оказалось так интересно!
Увы, главный режиссер не одинок в своем представлении о музейной мыши. Музей – для школьников, ну, максимум для студентов. Или пенсионеров. Люди, которые дело делают, по музеям не шляются.
Резонно и другой вопрос задать: а что делают сами музеи, чтобы в них ходили? До прошлого года и областные, и муниципальные, и ведомственные, и школьные музеи работали традиционно, примерно по одной схеме: научные работники изучали музейные фонды и придумывали выставки, а экскурсоводы водили по этим выставкам народ. Все методологически правильно. Но народ интерес к музейным реликвиям проявлял очень лениво. В 2001 году варяги из Москвы, Красноярска и даже из-за за рубежа попытались оживить томичей к истории и культуре, создав «Музейный квартал» на территории краеведческого музея. Но многолетние ремонты просто отучили ходить в музеи. В обывательской среде даже закралось сомнение: а есть ли на что там смотреть, кроме пыли? И вдруг наступил саммит, и иногородний посетитель, среди которых випов добрая половина, повалил валом в особняк Асташева и доходный дом Орловой. И до рядового горожанина стали доходить слухи: такому-то министру экспозиция понравилась, такой-то госчиновник в восторге от картин. И наши областные начальники, постояв рядом с немецкими коллегами, убедились: есть у музеев интеллектуальный резерв, есть чем народ удивлять.
И вот наконец в 2007 году Первый музейный форум с его акцией «Ночь в музее»: инициатива низов, поддержанная верхами. За одну ночь пять тысяч человек! Конечно, это была «плиз, халява». А все потому, что ночь, это не день. Чуть изменился ракурс – и вот он, интерес народа к культуре. Да и сами музейщики драйв испытали.
Поэтому и задумали Второй музейный форум, который пройдет в августе в Нарыме, и даже вторую «Ночь в музее» провели. Да и сам международный день музеев прошел впервые так энергично, весело, с привлечением многих творческих коллективов. Объективности ради, надо сказать, что зрительский интерес в последнее время сместился на музейную территорию, здесь и событий больше, и они значимее, чем в театре или в музыке.
Но та же объективность требует признать, что в это же самое время, когда народ потянулся к музеям, оттуда стали уходить научные сотрудники, которые и обеспечивали фундаментальные идеи. И меня огорчает, что из краеведческого утекают квалифицированные кадры – давно нет там Людмилы Приль, Якова Яковлева, ушли Наталья Синюкова, Ольга Матющенко, Эдуард Черняк, прошел слух, что подал заявление «по собственному» Юрий Росомахин. Причина – отличные взгляды на музейное дело. Отличные от взглядов начальства.
В художественном музее сейчас вроде бы идет омоложение кадрового состава, зато по части работы с массами – вечное то же. В музее истории Томска с посетителем работают, но наука там даже не ночевала. Много любопытного таят университетские музеи, но они не доступны широкому зрителю. Все недостатки списываются на слабое финансирование. Но если ждать милости от бюджета, можно состариться и уйти на пенсию, так и не реализовав свои мечты. А вот искать меценатов – это искусство особого рода. И не у всех получается.
Что же касается главного вопроса, есть ли в наших музеях сокровища, которые могли бы привлечь посетителей? Есть. И достаточно много. Надо только придумать, как преподнести их. Короче, нужна креативная мысль. Или креативная «мышь»!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора